Когда сбываются мечты

3 июля в районе бывшего Старого Надыма открылась посадочная площадка «Заречное». В первый официальный день работы она разместила на своей территории авиационно-спортивную выставку из четырёх летательных аппаратов надымчан, большинство из которых с самого детства мечтали собственноручно поднять самолёт в небо. Объединив усилия, они смогли сделать реальностью, казалось бы, недостижимые крылатые надежды. Одна из них касалась территории, где можно заниматься авиационными видами спорта.

ЗАРЕЧНОЕ

Непосвящённому в историю возведения площадки может показаться, что это просто кусок грунтовой дороги и примкнувший к ней небольшой участок местности. Даже асфальта нет — ведь это атрибут аэродромов. Но того, что есть, вполне достаточно, чтобы здесь смогли совершать взлёты и посадки любительские самолёты малой авиации. Для этого документально оформлена не только земля, но и небо над ней. Эксплуатацию воздушного пространства разрешила Росавиация. Все детали использования отражены в паспорте: прорисована полётная карта, указано с какой стороны заходить на посадку, где возможно снижение, а где этому мешают препятствия. Функционал объекта уже опробовали гости из салехардской региональной федерации лёгкой и сверхлёгкой авиации «Крылья Арктики». Они прибыли на двух Л-42М, каждому из которых при регистрации дали красивое имя. Поэтому сначала в Надыме приземлилась «Синяя птица», а потом к ней присоединился «Стерх».

Собственное наименование есть и у взлётно-посадочной полосы.

— По предложению одного из наших пилотов мы назвали её «Заречное», потому что это слово хорошо звучит в эфире и нам придётся его часто употреблять. Ведь как только поднялся в небо, любой летательный аппарат, даже сверхлёгкий или в свободном полёте без мотора, обязан поддерживать постоянную связь с диспетчером. Мы подаём план полётов в Екатеринбургский зональный центр, где он утверждается, согласовывается в Тюмени и Надыме. И благодаря этой площадке мы можем принимать малую авиацию со всей России, — объяснил председатель местной общественной организации Надымского района «Федерация авиационных видов спорта» Сергей Риве.

Активисты этой некоммерческой организации (НКО) трудятся на предприятиях города и являются членами различных объединений. Поэтому соорганизаторами выставки и строи­телями «Заречного» стали также НКО «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья в г. Надыме», ООО «Сервистехника», инициативная группа работников ООО «Газпром добыча На­дым» и других газпромовских подразделений.

Сергей Риве возглавляет местную общественную организацию Надымского района «Федерация авиационных видов спорта»

СНАЧАЛА ДЕЛЬТАПЛАН

У каждого из них своя история увлечения авиацией. Например, у Сергея Риве хобби появилось в студенческие годы. Он учился в Самарском аэрокосмическом университете и занимался дельтапланерным и парашютным спортом. Самолёты были только мечтой. Надымская часть его авиа-истории началась с парапланов. На них летали Игорь Биднюк и Аркадий Куртиян, он присоединился к их компании. В 2012 году вместе открыли местную общественную организацию Надымского района «Федерацию авиационных видов спорта». И вот тогда грёзы о воздушном судне начали сбываться. Первым приобрёл Zodiak CH 701 Вячеслав Андрийчук. Потом пять человек федерации скинулись и купили реплику американского Piper Cub.

Сейчас благодаря грантам от администрации Надымского района и общества «Газпром добыча Надым» общественники приобрели кит-набор и собирают третий самолёт. Уже готов планер, установлен двигатель. Да и народу в НКО теперь много — около 50 постоянных членов. Это не обязательно пилоты, люди занимаются различными направлениями. Одним ближе авиамоделирование, другие летают на парапланах, прыгают с парашютом, а кто-то, конечно, управляет самолётами.

ЛЕТАТЬ ОХОТА

— Я мечтал стать пилотом с детства, но пришлось сначала уделить внимание более серьёзным делам, — рассказал генеральный директор ООО «Сервистехника» Вячеслав Андрийчук. — Движение к мечте начал с обучения, получил пилотское свидетельство. Было непросто. Думаю, первые 10 часов налёта человек не совсем осознаёт, что происходит, а уже потом появляется понимание. Время я указал приблизительно, на самом деле оно у каждого своё и его количество зависит от характера, возраста и от уже имеющихся навыков. Обычно молодёжь обучается быстрее.

Став пилотом, он на специализированных сайтах купил самолёт. А ещё — приобрёл огромное количество разделяющих его увлечение товарищей.

— Авиационное сообщество достаточно дружное, мы в рамках всей России друг друга знаем лично, через кого-то или хотя бы в соцсетях, — отметил владелец Zodiak CH 701. — А открытием взлётно-посадочной площадки мы заявляем об энтузиастах нашего города, о том, что здесь очень много людей «болеют небом». Всё-таки за авиацией будущее. Да и вообще это всем интересно. Пятилетние малыши сначала собирают модели летательных аппаратов. А дальше — больше. Аэродромная жизнь затягивает. Мальчишки и девчонки вырастают и становятся парашютистами, поднимаются до высот профессионалов большой авиации. В этом есть заслуга нашего аэро-сообщества. Кстати, в пилотировании всегда стартуют с лёгких самолётов, первые 40 часов неопытные лётчики управляют в воздухе как раз такой «мелочью».

«Стерх» из Салехарда в числе первых проверил качество новой взлётно-посадочной полосы

СИЛА В ДРУЖБЕ

А аэродромы начинаются с таких как «Заречное» взлётно-посадочных площадок. Для её возведения понадобилось большое количество сил и средств.

— Авиация — это дело, которое одному не осилить, — объяснил руководитель «Союза Казаков — Воинов России и Зарубежья» в городе Надыме Дмитрий Качалко. — Эта тема нам близка. Наш казак Вячеслав Андрийчук — хозяин самолёта, он и ещё несколько членов нашего общества являются сертифицированными пилотами. Поэтому мы стали соорганизаторами выставки, и вместе с другими энтузиастами участвовали в строительстве нового объекта. Всё началось с момента выделения земли под обустройство взлётно-посадочной полосы для аэроклуба. Затем районная администрация помогла тяжёлой техникой, благодаря которой проведены земляные работы. Кроме того, справиться с нагрузкой помогли предприниматели, управляющие компании, разные НКО. Мы очищали территорию от металлического и природного мусора, сеяли траву для укрепления грунта… Но эта огромная работа — только начало. Продолжим трудиться над качеством полосы.

Он подчеркнул: если в Надыме авиалюбителей будет больше, то и польза от малой авиации станет очевиднее, потому что у такого транспорта большие возможности. С его помощью можно патрулировать леса, участвовать в поисково-спасательных работах, доставлять медикаменты и грузы в труднодоступную местность.

НЕМАЛАЯ АВИАЦИЯ

Кстати, действующие самолёты могут быть и ещё более скромных размеров. Два таких привезли на выставку начальник дорожного участка «Надымгоравтодора» Дмитрий Перепелица и его 4 летний сын Тимофей. Их личный авиапарк состоит из пяти работающих и несчётного количества пока недособранных, уже потерпевших крушение или по иным причинам находящихся не в строю воздушных мини-судов.

Самый маленький агрегат в размахе крыльев достигает метра, а большой — около двух с половиной. Поэтому на выставку приехали только две небольшие модели, остальные продолжают храниться в гараже. Именно там Дмитрий собственноручно по чертежам всё это смастерил. Фюзеляж и остальные детали выполнены из лёгкого дерева, а затем обшиты специальной авиамодельной плёнкой. Конструкция взлетает благодаря бензиновому, похожему на автомобильный, двигателю. Модель запускается и управляется с пульта. А вообще, по мнению владельца, если бы размеры такого деревянного самолёта позволяли вместить в него человека, эта техника вполне подошла бы для пилотируемых перелётов, так как она — точная уменьшенная копия реального воздушного судна.

Собрать настоящий самолёт — такой была детская мечта Дмитрия, и он её постепенно воплощает. Сначала в надымских авиамодельных кружках выпиливал из шпона крылья и другие необходимые части фюзеляжа лобзиком, затем у него появилось множество специальных материалов и инструментов. Благодаря интернету он может приобретать необходимое в любой точке мира, осваивать новые технологии. Поэтому за почти 15 лет интерес Дмитрия к самолётостроению не угас.

Кстати, управлять моделью самолёта тоже дело нешуточное. Наш авиавладелец учился этому около двух лет: столько времени понадобилось, чтобы самолёт не только взлетал, но и возвращался «хотя бы целым, а не по кускам». Навыки сборки и управления двухкрылым мини-транспортом у Дмитрия активно перенимает сын. Да и другие жители города интересуются. Как показала практика, равнодушно пройти мимо любого летательного аппарата не могут ни взрослые, ни дети.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх