На сегодня вакансий нет

Это предупреждение на официальном сайте шестой школы Надыма в конце страницы «Педагогический состав», под полезной информацией о сотрудниках и руководстве. Общеобразовательное учреждение в небольшом городке и аналогичное в крупном, как в поговорке, две большие разницы. В Надыме же каждое имеет своё индивидуальное лицо. Выпускники разных годов, встретившись где-то в огромной России, по двум-трём типичным вопросам идентифицируют друг друга.

«Кто у вас преподавал литературу/физику/ОБЖ? Такой-то в вашем клас­се учился? А, вспомнил!». Так что шпион не сможет выдать себя за надымчанина, беседуя с уроженцем здешних мест, зато у реальных земляков найдутся точки пересечения в прошлом и темы для воспоминаний.

В январе школе № 6 с углублённым изучением отдельных предметов исполнилось 35 лет. Ещё один примечательный факт: за три с половиной десятка лет сменилось только три директора. 11 лет в этом качестве работала заслуженный учитель РФ Нина Плющева, 11 лет — заслуженный учитель РФ и отличник народного образования РСФСР Екатерина Курафеева, с 2009 года по настоящий момент — почётный работник образования РФ Валерий Ткач. Что говорит как о безошибочности выбора старших товарищей, так и о профессионализме самих руководителей.

Такой школу №6 увидели надымчане в 1987 году…
… а так она выглядит сегодня

За 35 лет школа № 6 выпустила 3 087 учеников, из них 182 — с золотыми, серебряными и медалью «За особые успехи в учении». При сдаче ЕГЭ 100 баллов получили трое по русскому языку, двое — по информатике. Учащиеся школы становились призёрами и лауреатами всероссийского конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ, окружного этапа Всероссийских юношеских чтений им. В. И. Вернадского, победителями всероссийского конкурса научных и творческих работ «Как нам обустроить Россию?», окружных соревнований юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор», региональной олимпиады по физике для обучающихся 7–8-х классов и зимней сессии региональной «Школы юных программистов», победителями районных научно-практических конференций «Здоровье — категория социальная», «Старт в науку», регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников.

На вопрос о величине вклада в успехи учащихся Валерий Анатоль­евич ответил: медаль в первую очередь заслуга ученика и родителей, ставящих перед собой высокую планку, а педагоги только помогают в этом.

КПД площади и интеллекта использовать по максимуму

Школа — сложный организм, работу которого за пару часов, что длится какое-нибудь мероприятие, оценить трудно. Зато в рабочий день без парадной шумихи всё видно и понятно. И даже сейчас, когда офлайн только старшеклас­сники, а самая шумная и непоседливая категория учеников на дистанционном обучении. Пока директор занимается неотложными делами, заместитель по воспитательной работе Елена Чистякова знакомит журналиста с «юбиляршей».

Четвёртый этаж — одно из свидетельств того, что к истории страны и края в школе подходят серьёзно. Вдоль стен расположены стеклянные шкафы «Зала истории военного костюма». Трансформации, которые он прошёл, подтверждают: здесь не останавливаются в развитии. Так, как сегодня, музей выглядит с 2015-го. В 2003-м создали поисковую группу «Наследие» и «Зал боевой славы и государственной символики», в 2006-м — музейную комнату «История военного костюма». А семь лет назад решили, что экспонаты не должны пылиться в закрытом помещении, чтобы изредка их видели гости и школьники, а сделать доступным для всех. Да и помещение освободить, ведь идей к воплощению здесь много, к тому же требовалось увеличить число учебных классов.

На горизонтальном стеллаже под стеклом особо ценные предметы, как, например, настоящая форма с пристёгнутыми медалями рядового Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Осипа Сенатова. Хорошо сохранившаяся (и сохранённая родственниками), редкого светло-ко­ричневого цвета, чистая, хотя наверняка владельцу в сырых окопах лежать доводилось и «коленями Землю толкать — от себя, от себя!». Но русский солдат опрятен и аккуратен  и в военной обстановке, насколько она позволяет. Тут же можно увидеть ретроспективу кадетской парадной формы, включая два вида сегодняшней: цвета хаки, а для особо торжественных случаев — белой.

Ещё один краеведческий проект, реализованный в школе по программе регионального партисипаторного бюджетирования, — «Край Северных сияний». Коридоры длинные, находчивые педагоги используют площадь оптимально: изолированный двумя входами «перешеек» между корпусами идеально подошёл для размещения стендов, где школьники наглядно знакомятся с землёй, где выпало жить. Здесь дети снимают ролики этнографического содержания, проводят тематические уроки. Елена Викторовна призналась, что в сумму, отпущенную округом, полностью вписаться не получилось. Выручили, как часто случается, социальные партнёры: Надымское ЛПУ ООО «Газпром трансгаз Югорск».

Встречают как родных

Вторая идея, реализованная с помощью окружного бюджета, — «Космобиблиотека». Удалось совместить биб­лиотеку, клуб и уютный читальный зал. Визуально во всём присутствует тема космоса, да так, что вспоминается фраза героя кинокомедии: «Ракета до обеда на Землю не вернётся». Напрашивается вопрос:

— Так здесь один проект, наверное, обошёлся в круглую сумму? Кто-то помог или уложились в бюджет?

— Тоже социальный партнёр, предприниматель Жанна Гусак. Её компания занимается питанием детей, ну и здесь не оставили без помощи. А за дизайн-проект платить не пришлось, каждый элемент Валерий Анатольевич и библиотекарь Виктория Ярышкина придумывали, продумывали, прорабатывали со всех сторон. Дизайнер же воплощал это в цвете и объёме. Потом своё слово сказали мебельщики Марселя Садыкова. Зато теперь здесь уютно и нескучно. Полная свобода действий и общения, не допускается только анархия. Рядом медиацентр, удобно: сгенерировали идею — воплотили. И, хотя с сожалением констатируем, что дети читают не так много, как хотелось бы, всё же надеемся: благодаря нашим усилиям ученики стали ближе к книге. И именно к традиционной книге: если человек привык к такому чтению, то и гаджеты с ридерами освоит.

«Космобиблиотека»: садитесь в космические кресла, ракета до обеда на Землю не вернётся

«Космобиблиотека», как пояснил Валерий Ткач, финальная точка ре­ализованного в 2015-м проекта «Читать сегодня снова модно!». Что ещё раз подтверждает: в шестой школе ра­ботают «в долгую», достигая по ходу процесса тактических целей и не забывая о стратегических.

Елена Чистякова отмечает: в те­чение шести лет, как она здесь начала работать, происходят изменения, всё приживается и имеет логическое продолжение. Стараются оптимизировать каждый квадратный метр пло­щади в плане полезности: учебной и воспитательной.

Два учителя удостоены звания «Заслуженный учитель РФ», два — «Отличник народного просвещения», пять — «Почетный работник общего образования РФ», пять стали обладателями грантов президента РФ и пять — грантов губернатора ЯНАО. 11 награждены почётными грамотами Министерства образования и науки РФ. Шесть молодых педагогов — победители конкурса «Новый учитель Ямала»

О коллективе интересуемся у одного из двух заслуженных учителей РФ, получивших звание в стенах родной для них шестой школы, — Анны Шлык. В Надыме с 1990-го, прошло всего три года по­сле открытия учебного заведения, знает и руководителей, и преподавателей. К этому моменту уже имела педагогический стаж и сравнивать было и с чем, и с кем. В Надым прилетела с малыми детьми вслед за мужем, который работал по комсомольской путёвке на Ям­бурге. Анна Акимовна вспоминает:

— Встретили как родную. Когда случалось задержаться, выручали, забирали детей из садика, могли и посидеть. При такой поддержке работать в радость и тепло, несмотря на мороз –40–50 градусов. Вообще, коллеги, родители и ученики помогли мне состояться как педагогу. Заслуженный учитель России — высокое звание, которого удостоилась именно здесь, и кто знает: удалось бы в другом месте?..

Не теряет связи с теми, кто уже закончил трудовую деятельность и уехал южнее, часто общается с Ниной Плющевой, Надеждой Колесниковой, Людмилой Скакун. С улыбкой рассказывает, что Нину Павловну называли ребячьим комиссаром. Промежуточной инстанции между директором и школьниками не было.

— Есть классные руководители, в которых души не чают. А Нина Павловна, если по аналогии с этим, была классным директором. Во всех смыслах.

Кадетские, правда, тогда их называли классы военно-инженерного профиля, появились благодаря её уси­лиям. После выпуска парни с военной жилкой отправлялись на малую родину своего комиссара с напутствием и протекцией: в Камышине тогда было высшее военно-строительное командное училище, с которым шестая школа заключила договор. Выходит, у первого её руководителя заслуги не только перед министерством образования, но и обо­роны. Во всяком случае, как отмечает Анна Акимовна, ни один из выпускников, который ушёл на службу, не подвёл родную школу.

Экологическая зона детского объединения «Росток»

Лучок в горшках, лук в тире

Есть здесь театральная студия и экологическая зона детского объединения «Росток». Ввиду того, что второй этаж — территория начальной школы, тут посвящают в первоклассники. Художественная стена тоже на втором. В этот день там висели картины разных авторов. Но случаются и личные выставки, например, Софии Носко, о которой писала наша газета в марте прошлого года. Выше этажом уголок физики и математики, где выставлены успешные исследовательские работы учеников.

Значительный развивающий блок — спортивный. В штате пять преподавателей, что соответствует потребности с учётом численности учащихся. Но кроме положенных по программе уроков физкультуры работают и спортивные секции. Ребятам доступен даже такой экзотический на сегодня вид спорта, как стрельба из классического лука. Ведёт её, а также лыжную секцию, учитель физкультуры Эльвир Гильмуллин. Показать тир, расположенный в подвале пристройки, не смог:  вёл урок. Правда, дистанционный: настал момент, что и физкультура проходит онлайн.

— Здесь-то не прогуливают?

— Случается…

Сопроводить в тир вызывается Евгений Овкаджиев. Во внеурочное время он ведёт теннисную, фут­больную и волейбольную секции. Подчёркивает: каждый из пяти физруков проводит какие-либо дополнительные занятия, нагрузки всем хватает.

По пути видим ещё одну задумку педагогов: стену выпускников. Поставили целью собрать фотографии выпускных классов всех лет, Елена Чистякова поясняет: пробелов осталось немного. Показывает в сторону шахматных столов: шахматная и спортивная зона — третий объект, под который готовят обоснования для партисипаторного бюджетирования.

В тире два отсека: один для лучников, второй для стрельбы из пневматического оружия. Здесь хозяйничают кадеты. Всё по-насто­ящему: отстрелянные мишени сами подъезжают к огневому рубежу. Демонстрируя спортивный лук, Евгений Оппаевич поясняет, что учится у коллеги, давно хотел попробовать себя в этом виде спорта.

— Участвуем во всех муниципальных соревнованиях: волейболе, шахматах, теннисе, баскетболе, футболе. Не просто участвуем, побеждаем. Есть ребята, которые занимаются в спортшколах, добиваются серьёзных успехов на региональных состязаниях, — Александра Ромашина, Павел Авраменко.

Отмечает, что в последние годы проблем материального и технического снабжения занятий не стало, таких как нехватка мячей или другого снаряжения, что и повлияло на массовость: подростки идут на тренировки охотно. Хотя учителя удивляются, что не так, как хотелось бы, видимо, сказывается изобилие возможностей.

Команда педагогов школы предыдущие три года — призёр районной спартакиады трудовых коллективов непроизводственной сферы «Спортивная волна».

Коллектив, как творческая единица

Валерий Ткач с Ниной Плющевой встретился только на 30-летнем юбилее, а вот с Екатериной Курафеевой знаком по общим мероприятиям и ра­боте в бытность заместителем директора второй школы. Отмечает, что ему импонировала атмосфера этого учебного заведения, предполагает, что именно Екатерина Афанасьевна, уходя на пенсию, рекомендовала его вместо себя.

На вопрос, как рождаются идеи, кто их разрабатывает, все ли участвуют, собеседник отвечает:

— Коллектив задействован в об­суждении, а на этапе разработки идеи это невозможно. Собираем творческую группу: директор, заместители, наиболее креативные педагоги, руководители методических объединений. Постоянного состава нет, на каждый проект формируем в соответствии с целью и профилем.

В штате учреждения часто появляются новые имена, поэтому выделить кого-то руководитель не решился: у каждого свои сильные стороны. Из пришедших в последнее время обладателями гранта «Новый учитель Ямала» стали Анна Низамеева, Дмит­рий и Марина Стольниковы, Арина Мельникова, Павел Колчин и Елена Градобоева. Ближайший педагогический вуз почти за две тысячи километров, как удаётся находить молодых и талантливых, оценивать потенциал кандидатов на расстоянии?

— По-разному. Чаще ищем сами, через знакомых, мнению которых доверяем, делаем запросы в институты в Тобольск, Омск. Анна Аки­мовна взаимодействует с Санкт-Пе­тербургом, у неё там хорошие связи. Бывает, что и соискатели присылают резюме. Сегодня пришло письмо из центра занятости с просьбой взять будущих выпускников институтов отличников на практику. Тех, кто поехал учиться из нашего города. Так, наверное, больше вероятность, что молодёжи понравится здесь, теперь уже в профессиональном плане. Такова политика округа: привлекать и возвращать тех, кто здесь вырос. А мы будем только рады.

С 2012 года функционирует уп­равляющий совет и созданный по его инициативе совет отцов. В управляющий входят представители сообществ родителей, педагогов, старшеклассни­ков и кооптированные члены: депутаты, социальные партнёры, общественники. До начала пандемии эти общественные структуры действовали успешно, потом стали собираться реже, что повлияло на эффективность, констатирует Валерий Анатольевич: в удалённом режиме это сложно. Польза от такого взаимодействия осязаема: таким образом корректируется точка зрения учителей, как активной стороны педагогического процесса, и родителей, ещё более заинтересованных в успехе совместной работы.

— В таком содружестве появляются новые проекты, дела, успехи.

Не будем утверждать, но создаётся впечатление, что работает шестая общеобразовательная все 35 лет именно в подобном содружестве. С юбилеем!

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to Top
Пролистать наверх