«Орешек знанья твёрд». Старейшему детскому киножурналу 11 февраля исполнилось 65 лет

«Но мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет киножурнал «Хочу всё знать!». Те, чьё детство пришлось на советское время, продолжат эту фразу сразу после «орешек знанья», потому что слышали несметное количество раз и всегда в предвкушении приятного зрелища. Кинопремьеры в те времена были событием не только у нас, но и во всём остальном мире.

Этот детский, но научно-популярный киножурнал шёл на «разогреве» перед началом кино в качестве бесплатного дополнения. Начинался с заставки: прилетает пионер на ракете и раскалывает тот самый орешек знаний. И «тема заходила» тогдашним школьникам: ролики интересные, лаконичные, продуманные. А знания, полученные перед просмотром «Зорро», «Профессионала» или «Джентльменов удачи», прилипали намертво. Иначе откуда автор заметки знал бы, как делают деревянные лыжи?

Информация подаётся художественно, ненавязчиво и плавно. Например, начинается видео в цирке: красивая девушка вращает вокруг себя десяток обручей. Затем переход к методу модификации винтовой передачи по тому же принципу — хула-хуп, то есть к эксцентричному вращению, как способу уменьшить силу трения.

Хотя говорить об этом тележур­нале в прошедшем времени некорректно, его снимают и сегодня. Выпуск «Хочу всё знать!» № 1 вышел в 1957 году, до 1966-го его производил «Моснаучфильм», затем до 2003-го Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов. До 2021-го журнал снимал «Центр национального фильма». Теперь на киностудии имени М. Горького бренд возродили в актуальном формате: в виде сериала. Каждый эпизод состоит из трёх сюжетов. В первом сезоне было 60 таких серий. Доступен по подписке на видеосервисе «КиноПоиск HD». Но теперь уже не в качестве бесплатного дополнения к билетику синего цвета стоимостью 10 копеек для детей и 25 — для взрослых.

Так что и в Советском Союзе, где, как с удивлением узнаём иногда от известных людей, кроме морковки и лука народ ничего не видел, создавались бренды, на которых зарабатывают и сегодня. Попробуем поинтересоваться мнением об этом конкретном киножурнале и о детском телевидении вообще представителей разных поколений.

Вадим Дехтяренко, педагог:

— Помню его благодаря посещению кинотеатров. Перед демонстрацией художественного фильма обычно показывали какой-нибудь мутор­ный документальный продукт, который приходилось терпеть ради просмотра. Это действо вызывало раздражение. Только три варианта скрашивали ожидание: «Ералаш», «Хо­чу всё знать!» и «Фитиль». Если бы не эти журналы, у нашего детства было бы меньше ярких красок. Сейчас подобное содержание у мультсериалов вроде «Фиксиков», «Галилео», для старшеклассников это образовательные цифровые платформы с игровыми технологиями.

Наиля Сальникова, руководитель музыкального коллектива:

— Заставку помню от начала до конца. Сам журнал смотрела с удовольствием, там звучали неожиданные для нас вещи: эксперименты, открытия, природные явления. Кое-что было на грани фантастики! Запомнился сюжет, где на основе химических опытов показали, как происходит извержение вулкана, и объяснили, почему каждый из них когда-то «бабахнет». Были такие передачи и для взрослых, «Очевидное и невероятное», например. Академик  Пётр Капица для нас был самым умным человеком на планете. Такой формат теле- или интернет-вещания очень даже нужен. В век стремительного развития технологий мы должны обладать высоким уровнем знаний, уходящих за пределы школьной программы. Чтобы справиться, к примеру, с болезнями, которые много лет считались неизлечимыми, или для того, чтобы узнать, наконец, «есть ли жизнь на Марсе». Ну и, наверное, для того, чтобы жить, познавая мир.

Софья Сальникова, студентка:

— Из познавательных смотрю по большей части мастер-классы на YouTube по театральной и режиссёрской деятельности. Меня интересует, как развивается искусство, ведь каждый режиссёр видит театральные жанры по-своему. Хочется знать, как выглядит современный театр. Ведь сейчас мало кто ставит так, как ставили, например, во второй половине прошлого века. А насчёт ровесников — даже не догадываюсь, чем в этой области увлекаются друзья, как-то не было повода спросить.

На этой ноте и закроем тему, и то, что она оптимистическая, — бесспорно. Ведь мы не привыкли отступать, а «Хочу всё знать!» звучит куда позитивней, чем «знать ничего не хочу!».

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to Top
Пролистать наверх