«Но мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет киножурнал «Хочу всё знать!». Те, чьё детство пришлось на советское время, продолжат эту фразу сразу после «орешек знанья», потому что слышали несметное количество раз и всегда в предвкушении приятного зрелища. Кинопремьеры в те времена были событием не только у нас, но и во всём остальном мире.
Этот детский, но научно-популярный киножурнал шёл на «разогреве» перед началом кино в качестве бесплатного дополнения. Начинался с заставки: прилетает пионер на ракете и раскалывает тот самый орешек знаний. И «тема заходила» тогдашним школьникам: ролики интересные, лаконичные, продуманные. А знания, полученные перед просмотром «Зорро», «Профессионала» или «Джентльменов удачи», прилипали намертво. Иначе откуда автор заметки знал бы, как делают деревянные лыжи?
Информация подаётся художественно, ненавязчиво и плавно. Например, начинается видео в цирке: красивая девушка вращает вокруг себя десяток обручей. Затем переход к методу модификации винтовой передачи по тому же принципу — хула-хуп, то есть к эксцентричному вращению, как способу уменьшить силу трения.
Хотя говорить об этом тележурнале в прошедшем времени некорректно, его снимают и сегодня. Выпуск «Хочу всё знать!» № 1 вышел в 1957 году, до 1966-го его производил «Моснаучфильм», затем до 2003-го Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов. До 2021-го журнал снимал «Центр национального фильма». Теперь на киностудии имени М. Горького бренд возродили в актуальном формате: в виде сериала. Каждый эпизод состоит из трёх сюжетов. В первом сезоне было 60 таких серий. Доступен по подписке на видеосервисе «КиноПоиск HD». Но теперь уже не в качестве бесплатного дополнения к билетику синего цвета стоимостью 10 копеек для детей и 25 — для взрослых.
Так что и в Советском Союзе, где, как с удивлением узнаём иногда от известных людей, кроме морковки и лука народ ничего не видел, создавались бренды, на которых зарабатывают и сегодня. Попробуем поинтересоваться мнением об этом конкретном киножурнале и о детском телевидении вообще представителей разных поколений.
Вадим Дехтяренко, педагог:
— Помню его благодаря посещению кинотеатров. Перед демонстрацией художественного фильма обычно показывали какой-нибудь муторный документальный продукт, который приходилось терпеть ради просмотра. Это действо вызывало раздражение. Только три варианта скрашивали ожидание: «Ералаш», «Хочу всё знать!» и «Фитиль». Если бы не эти журналы, у нашего детства было бы меньше ярких красок. Сейчас подобное содержание у мультсериалов вроде «Фиксиков», «Галилео», для старшеклассников это образовательные цифровые платформы с игровыми технологиями.
Наиля Сальникова, руководитель музыкального коллектива:
— Заставку помню от начала до конца. Сам журнал смотрела с удовольствием, там звучали неожиданные для нас вещи: эксперименты, открытия, природные явления. Кое-что было на грани фантастики! Запомнился сюжет, где на основе химических опытов показали, как происходит извержение вулкана, и объяснили, почему каждый из них когда-то «бабахнет». Были такие передачи и для взрослых, «Очевидное и невероятное», например. Академик Пётр Капица для нас был самым умным человеком на планете. Такой формат теле- или интернет-вещания очень даже нужен. В век стремительного развития технологий мы должны обладать высоким уровнем знаний, уходящих за пределы школьной программы. Чтобы справиться, к примеру, с болезнями, которые много лет считались неизлечимыми, или для того, чтобы узнать, наконец, «есть ли жизнь на Марсе». Ну и, наверное, для того, чтобы жить, познавая мир.
Софья Сальникова, студентка:
— Из познавательных смотрю по большей части мастер-классы на YouTube по театральной и режиссёрской деятельности. Меня интересует, как развивается искусство, ведь каждый режиссёр видит театральные жанры по-своему. Хочется знать, как выглядит современный театр. Ведь сейчас мало кто ставит так, как ставили, например, во второй половине прошлого века. А насчёт ровесников — даже не догадываюсь, чем в этой области увлекаются друзья, как-то не было повода спросить.
На этой ноте и закроем тему, и то, что она оптимистическая, — бесспорно. Ведь мы не привыкли отступать, а «Хочу всё знать!» звучит куда позитивней, чем «знать ничего не хочу!».