Пусть всё получится

9 февраля — основная дата проведения итогового собеседования по русскому языку для учащихся девятых классов. Оно направлено на проверку навыков устной речи, а также уровня развития четырёх видов учебной деятельности: чтения, пересказа текста, монологического высказывания, диалога. В нашем муниципалитете это испытание своевременно прошли около 800 подростков и теперь с нетерпением ждут середины месяца, чтобы узнать свои итоги.

Вариант может быть только один: зачёт или незачёт, и он влияет на допуск к государственной итоговой аттестации. Впрочем, несправившимся предоставят шанс пересдать. Для этого им придётся вновь прийти в специально подготовленную аудиторию и выполнить четыре задания: выразительно прочитать текст, пересказать его, порассуждать на одну из предоставленных тем и вступить в диалог с экзаменатором-собеседником. Он, кстати, только общается с ребёнком, а оценивает ответы экзаменатор-эксперт, эту миссию выполняют преподаватели русского языка и литературы.

Закон и порядок

Так, в первой школе в одной из семи аудиторий коммуникативную функцию выполняла учитель английского языка Раушания Каримова, включившая в число своих главных задач создание благоприятной психологической обстановки. Для юных «собеседников» она приготовила чёрные гелевые ручки и, по просьбам детей, простые карандаши: оказалось, ими школьникам удобнее делать заметки при подготовке к пересказу.

Работающая с ней в паре эксперт Марина Луценко расположила своё рабочее место так, чтобы не привлекать внимание детей. Потому что её задача — оценить ответы ребят по специальным критериям, выставить по каждому из них баллы. Их максимальная сумма может равняться 20, но для зачёта и получения допуска к государственной итоговой аттестации достаточно набрать 10, а лицам с ограниченными возможностями здоровья  — всего пять.

Третий взрослый в кабинете — наблюдатель, как правило из числа родительской общественности. Он тоже ведёт себя как можно незаметнее, следя за соблюдением всех необходимых требований.

Войдя в кабинет, испытуемый знакомится сначала с инструкцией, а затем с заданиями, на подготовку к каждому из них ему предоставляется строго фиксированное количество времени. Да и сам экзамен длится недолго — 15 минут. Аудио ответов учеников фиксирует специальная компьютерная программа. Запись может пригодиться, если возникнут спорные вопросы, а после окончания собеседования вместе с документами отправляется в региональный центр обработки информации.

Во всеоружии

Испытание считается несложным: текст для чтения и пересказа небольшой, его объём меньше 200 слов. Содержание часто касается биографий выдающихся людей: учёных, писателей, художников, музыкантов, врачей. Их имена не всегда знамениты, поэтому во избежание ошибок при чтении в них проставлены ударения. В третьем задании испытуемый может выбрать тему для своего монолога из представленного списка и опираться при этом на предложенную картинку. В общем, педагоги верят, что у выпускников всё получится, об этом говорит и опыт предыдущих выпусков, но всё равно переживают.

— Мы с девятиклассниками параллельно готовились и к ОГЭ, который дети будут сдавать в июне, и к итоговому собеседованию, — рассказывает учитель русского языка и литературы, руководитель одного из девятых классов первой школы Светлана Буторина. — Делаем это во время тренингов, в каждом из которых одна часть занятия посвящена вербальным заданиям: их отрабатывают в парах. Это необходимо, потому что в таком испытании проверяется стихийная речь, на продумывание ответа выделяется очень мало времени. И если написать сочинение можно сначала на черновик, а затем его отредактировать, то во время устного ответа такой возможности нет. С другой стороны, подготовкой к собеседованию можно считать каждый урок в школе, ведь при изучении любой дисциплины необходимо уметь прочесть материал, пересказать его, озвучить своё мнение, ответить на предложенные вопросы и задать свои. А значит, и география, и история, и биология, и прочие науки помогают в этом деле школьникам. Считается, что в последнее время детям дают много тестовых заданий, поэтому ребята не стремятся развивать разговорный навык. Но проблема с ним была всегда, помните, у Пушкина «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Идеально правильно разговаривать действительно непросто, но наши дети традиционно показывают достаточно высокий уровень знаний и успешно проходят испытание. Срывы бывают в основном из-за волнения.

Сила повторений

Педагог отметила, что у собеседования есть ещё один неочевидный плюс: справившиеся с ним ребята становятся увереннее в своих силах, что помогает им меньше переживать во время итоговых экзаменов. Здесь положительную роль играют и репетиции испытаний, такая «прогонка» собеседования прошла за три недели до настоящего экзамена. При её проведении использовались задания прошлых лет и строго соблюдались все процедурные моменты, а в финале специалисты объясняли детям, в чём их ошибки и как можно избежать подобного. Аналогичные «пробы» пройдут и перед ОГЭ.

— Такие тренировки очень важны. На них дети могут окунуться в нужную атмосферу, попробовать справиться с похожими аттестационными задачами из открытого банка заданий, а затем воспользоваться помощью учителя, который составит реестр затруднений каждого ученика и в соответствии с ним организует дальнейшую работу, чтобы ликвидировать обнаруженные пробелы, — объяснила заместитель директора первой школы по учебно-воспитательной работе и ответственный организатор итогового собеседования по русскому языку в этом образовательном учреждении Людмила Бабушкина. — По списку у нас в трёх девятых классах 59 учеников и ещё один ребёнок, зачисленный для прохождения промежуточной и итоговой аттестации в качестве экстерна. К сожалению, трое детей сейчас находятся на больничном, им предстоит пройти это испытание 9 марта или 16 мая. В эти же дополнительные даты смогут пересдать собеседование те, кто с ним не справился. Сегодня мы подготовили для детей семь аудиторий, в каждой из них по одному экзаменатору-собеседнику и экзаменатору-эксперту. Процесс проходит в штатном режиме.

Через 15 минут после старта экзамена смогли дать комментарий и уже «побеседовавшие» дети.

— Лично мне собеседование было проходить легко, потому что нас к нему подготовил учитель и задания были несложными, базовыми, с такими каждый может справиться, — поделилась опытом 16-летняя Полина Бердникова. — Тем, кто станет девятиклассником в следующем году, советую обратить внимание на главные критерии оценки и выстраивать свой ответ в соответствии с ними. Например, за пересказ поставят низкий балл, если не раскрыть микротемы или перепутать хронологический порядок текста. И, конечно, каждому необходимо усиленно работать над своими слабыми сторонами. Мне сложно составить монолог, я этому уделяла особое внимание. Но самое главное условие успеха — как можно меньше волноваться. Это первый настоящий экзамен, но он довольно простой и большинство учащихся его успешно сдают.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to Top
Пролистать наверх