Учиться дистанционно — не значит в одиночку

Глава района посмотрел, как организован процесс обучения надымских школьников «на удалёнке».

С 24 января ученики 1–8-х классов ямальских школ в связи со сложившейся эпидемической обстановкой перешли на дистанционное обучение, в том числе более 3 500 школьников нашего муниципалитета. Эти и другие ограничения помогли сдержать распространение коронавирусной инфекции. Как отметила заместитель губернатора ЯНАО и руководитель регионального оперштаба Татьяна Бучкова, ключевой задачей при их введении было сохранить здоровье граждан. А представители педагогического сообщества постарались сделать всё, чтобы при этом не пострадал процесс освоения детьми знаний. В таком подходе лично убедился глава Надымского района Дмитрий Жаромских, посетив образовательные учреждения и побеседовав с учителями и ребятами.

Чему учат не в школе

Сначала он и представители районного департамента образования посетили Центр детского творчества. В нём 81 дополнительную общеразвивающую программу художественной, технической, социально-гуманитарной или физкультурно-спортивной направленности изучают более 3 000 детей в возрасте от 4 до 18 лет. С конца января все они начали заниматься в дистанционном формате.

С преподавателями ребята общаются онлайн, умудряясь при этом осваивать секреты графического дизайна, декоративно-прикладного искусства, ментальной арифметики, спортивной робототехники и даже современного танца. Педагоги рассказали гостям, как научились формировать у воспитанников практические навыки на расстоянии, а находившиеся по ту сторону экрана дети не упустили возможности похвастаться главе своими свежими достижениями и победами на муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Впрочем, комиссию восхитил не только уровень и количество наград, но и сами работы воспитанников и их наставников. Было решено продемонстрировать такую красоту как можно большему количеству земляков с помощью выставок и других мероприятий, посвящённых 50-летию города.

Кстати, ЦДТ тоже скоро отметит солидный юбилей, ему исполнится 45 лет. Во время очного обучения занятия ведутся не только в основном здании, но и в помещениях городских школ, а местный мобильный технопарк распространил своё влияние ещё на подрастающее поколение Ягельного и Пан­год, которые наравне с горожанами, но в очно-дистанционном формате в 2019 году начали увлекаться аэронетом, робототехникой, виртуальной и дополненной реальностью.

Только польза

Благодаря специфике географического расположения нашего региона технологии удалённого обучения давно и основательно внедрены в местный образовательный процесс. С их помощью северянам стали доступнее различные лекции, семинары, курсы, онлайн-встречи с экспертами из разных уголков страны.

Поэтому в Надыме даже первоклашки знают, что такое платформы «Сферум», «Учи.ру», Zoom, Proficonf или «СберКласс». Ребята постарше разбираются в многообразии материалов, расположенных на ресурсах «Облачная онлайн-школа», «Российская электронная школа», «Просвещение», «Яндекс.Учебник», Skyeng, «ЯКласс», Skysmart, «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», «Физикон» и других, умеют получать дополнительные сведения и задания. А также отправлять учителям выполненные работы с помощью системы «Сетевой город. Образование», пользоваться расположенной в ней электронной коллекцией книг, учебников, наглядных пособий. К услугам современной молодёжи предоставлены облачные хранилища, мессенджеры и другие подаренные интернетом возможности.

При такой нагрузке на зрение педагоги стараются особое внимание уделять здоровьесбережению детей. Занятия прерываются на гимнастику для глаз, суставную разминку или физкультминутки. А школьные онлайн-уроки сокращены по времени. У первоклассников они длятся всего по 20 минут, будущие выпускники проводят за компьютером не более 35 минут без перерыва.

Успешно решаются и проблемы компьютерного обеспечения, которые возникли у части многодетных и малоимущих семей. Как рассказала начальник департамента образования Людмила Марченко, на время дистанционного обучения школы муниципалитета выдали родителям учеников более 1 200 ноутбуков, 32 семьи подключены к интернету за счёт бюджетных средств.

Всё для успехов

Кстати, шестая школа, которую также посетил глава Надымского района, выдала своим ученикам более 70 лэптопов. Это открывшееся 35 лет назад образовательное учреждение сейчас готово обучать детей хоть в очном, хоть в дистанционном формате. Для первого варианта в здании эффективно используется каждый уголок. Так, на этаже начального звена в коридоре раскинул ветви пришедший из сказки А. С. Пушкина искусственный дуб, под которым проводятся литературные встречи. Рядом с ним вдоль стены в горшочках младшеклассники выращивают настоящие растения, попутно изучая влияние на этот процесс освещения, влажности и других аспектов. Для проведения натуралистических опытов они могут прямо во время уроков переместиться из класса в «огород» или другие нужные зоны. Это помогает малышам усваивать систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Общедоступные островки знаний есть и у подростков. Например, передвижная выставка, на которой представлены научно-исследовательские работы старшеклассников, а также практически галерея творческих работ талантливых художников, подготовленная при участии социального партнёра первой детской школы искусств.

Однако во время визита гостей большинство тематических центров пустовало без любознательных школьников: основная часть учеников школы обучалась дистанционно. Дмитрий Жаромских понаблюдал за онлайн-взаимодействием учеников и педагогов и сам поучаствовал в уроке истории у семиклассников, который вела выпускница шестой школы, многоопытный учитель высшей квалификационной категории Елена Бескопыльная.

Глава муниципалитета ­обсудил с ребятами опричнину и политику управления государством Ивана Грозного, а в конце беседы дал молодёжи напутствие:

— Считаю, такой предмет, как история, досконально знать просто необходимо. Особенно важно разбираться в событиях, связанных с развитием наших страны, региона, муниципалитета. Все помнят, что в этом году Надым отметит полувековой юбилей?

Юные собеседники заверили в готовности отпраздновать эту дату и признались, что скучают по школе и живому общению с учителями и друзьями.

Лучшее детям

В период эпидограничений оно происходит онлайн, современные технологии предоставляют возможность ответов у виртуальной доски и в электронных тетрадях. Уровень знаний детей помогают оценивать и интерактивные тесты, они позволяют увидеть статистику успешности как отдельного ученика, так и класса в целом, отследить, какие вопросы дети поняли лучше, а на что следует дополнительно обратить внимание.

Контролю подвергается и труд наставников. Его оценивает руководящий состав учреждения, а также родители школьников, которые находятся во время занятий дома.

— Практически каждый урок в онлайн-формате является открытым, — сделал вывод Дмитрий Жаромских.

Его наблюдение подтвердил директор шестой школы Валерий Ткач, он же рассказал о плюсах и минусах дистанционного обучения:

— С одной стороны, на расстоянии педагогам сложнее контролировать детей. Поэтому ученики, обладающие слабыми навыками самоконтроля и самоорганизации, иногда отвлекаются от образовательного процесса, что способно негативно сказаться на их успеваемости. Зато если ребёнок самостоятельный, то дистант открывает для него новые возможности. Например, ребята могут просмотреть записи уроков других учителей, в том числе из соседних муниципалитетов. А одарённые дети по предоставленным регионом сертификатам таким способом занимаются с преподавателями ведущих вузов страны.

Дополнительные ресурсы особенно ценят старшеклассники, чьё внимание сосредоточено на подготовке к единому государственному экзамену. Именно его результаты дадут им возможность стать студентами престижных вузов. Поэтому одно из их любимых мест в школе — модернизированное пространство библиотеки, разделённое на несколько ярких функциональных зон. Здесь можно не только получить новые знания из бумажных изданий, но и воспользоваться электронными подборками, отдохнуть и подзарядить телефон в кают-компании, сделать интересные снимки в посвящённой освоению космоса фотозоне. Всё это стало результатом реализации проекта партисипаторного бюджетирования, в разработке которого участвовали сами школьники.

В этом плюс очного обучения, а также преимущество в том, что не все навыки можно освоить дистанционно, для некоторых из них необходима специальная техника и строгий контроль взрослых. Больше всего это касается спортивного инвентаря и оружия: винтовок и луков для стрельбы. Они сейчас ожидают детей в тире шестой школы. Кстати, лазерное оборудование для развития меткости установлено в шести муниципальных общеобразовательных учреждениях, аналогичные тренажёры планируется приобрести и для ещё одного их «собрата», строящегося сейчас в микрорайоне Олимпийском.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх