До юбилея города Надыма осталось

дней

Когда офлайн был нормой жизни

Название для собранной «по сусекам» и выставленной в Музее истории и археологии г. Надыма экспозиции точнее не придумаешь: «Антресоль», потому что экспонаты для неё и сегодня найдёшь где-нибудь на полке, в гараже или на даче. Открылась выставка 1 февраля, запланирована до 9 января следующего года. Музейщики предполагают, что по ходу работы она будет расширяться: надымчане живо откликнулись на эту задумку и обещали пошарить в кладовках в поисках раритетов советского времени.

До отмены ограничений «Антресоль» посетить можно только в режиме индивидуальной экскурсии, и художник-дизайнер учреждения Людмила Платонова показывает выставку корреспонденту «Рабочего Надыма» без публики. Но пока экспозиция занимает не так много места, поэтому большая группа и не поместилась бы.

Алло, Алёна, кручу я диск телефона

Людмила Платонова пояснила, что в запасниках музея много предметов той эпохи и периодически их собирают в тематические экспозиции. Вещи, которые по историческим меркам недавно, каких-нибудь 40 лет назад, сопровождали людей в обыденности, сегодня стали раритетными. Да настолько, что предназначение некоторых из них для нынешних детей загадка. Например, катушечный магнитофон-приставка «Маяк-001 стерео» — для чего, каким образом из него извлечь музыку? А приставка потому, что к нему требуются усилитель и колонки, времена бумбоксов ещё не наступили. Или дисковый телефон: собеседница рассказывает, что подростки, узнав, что это «древнее» средство связи, пытаются для набора номера тыкать пальцем в отверстия, ожидая, что сенсоры на цифрах отреагируют.

Для них эпоха так же далека и непонятна, как для родителей освоение целины, а для бабушек и дедушек Гражданская война. Поэтому, просматривая ретро-сериал, могут поверить, что в 80-е годы были очереди за хлебом, а ветерана могли не пропустить. Хотя тогда в магазине и любом другом месте на виду висели объявления «Ветераны ВОВ обслуживаются вне очереди».

В том числе и для того, чтобы нынешнее поколение молодых людей сориентировалось, где правда, а где «фантазия художника», и создаются подобные выставки. Людмила Платонова вспоминает, что шубку и шапку в детстве носила такую же, как здесь, только другого цвета, и стиральная машина дома была подобна выставленной. Здесь называется «Урал», недалеко многоцелевой пылесос этой же марки. А многоцелевой, потому что, если изменить направление тяги и сменить насадку, пылесос станет пульверизатором, которым можно белить стены и потолки. В комплекте также мягкая накладка, благодаря которой «пылесос превращается, превращается пылесос»… в удобный пуфик!

И посидеть в бабушкином кресле

Здесь же детская коляска, по весу и управляемости отличающаяся от современных так же, как бронетранспортёр от кабриолета. На магнитофоне тот, кто не сталкивался с этой техникой в реальности, проверит смекалку и сообразительность, если попытается подготовить катушку к прослушиванию. Закрепить бобину и пропустить плёнку правильно между нужными пасеками, балансирами и звукоснимающими головками — это вам не треугольник «play» нажать на сенсорном экране!

Не помешает знать и то, что за границей тогда пользовались такими же катушечниками. В прошедшее время создали много иллюзий и штампов, и кто-то предположит, что пока в СССР крутили бобины, продвинутый запад слушал музыку с компакт-дисков. Стоит добавить, что отечественные аппараты, цифровой индекс которых, так же как на музейном экспонате, 001, не уступали по качеству записи и воспроизведения японским «Sony» или «Akai».

Здесь же приятная неожиданность для сотрудника газеты «Рабочий Надыма»: на стене, правда, в качестве демонстрации метода подготовки поверхности для наклейки обоев, номер за 1 декабря 1983 года. Это был четверг, коллеги писали о зимней вахте речников и новостях бюро горкома КПСС.

Гость может сесть в кресло, оставшееся от родителей и подаренное музею жительницей Надыма, удобное и эргономичное, представить перед собой чёрно-белый телевизор, где Вицин, Никулин и Моргунов варят самогон в лесной избушке, разглядеть на стенах чёрно-белые снимки общепризнанного фотолетописца того времени Анатолия Витковского. Людмила Платонова показала принесённые из дома бабушкины жаккардовые шторы, которым не меньше 30 лет. Если не знать, подумаешь: висят лет пять, не успели даже выцвести на солнце.

— Ждём, обещали из Ноябрьска привезти трельяж, настоящий, аутентичный.

Так что приходите вспомнить или узнать что-то новое, в том числе и назначение загадочного предмета, называемого трельяжем.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх