Это наш город!

Тем, кто познакомился с Надымом недавно, трудно представить его без разноцветных многоэтажек и капитальных строений. Но те, кто стоял у истоков, отстраивал и осваивал Север, помнят его другим: проплешины пустырей, городки из балков, несколько деревянных строений посреди бескрайней тундры. И взлётная полоса примерно там, где сегодня улица Зверева. В юбилейный год грех не вспомнить созидателей этого чудесного города, который мы с теплотой в голосе называем домом.

Сегодня наш герой — Николай Мельник, заслуженный строитель РСФСР, кавалер ордена Трудовой славы 3 степени, отличник Миннефтегазстроя, лау­реат премии Советских профсоюзов, ветеран труда и ветеран Ямала. Он связал свою судьбу с крайним Севером, когда впервые ступил на надымскую землю 1 апреля 1975 года.

Родился 27 сентября 1949 года в Донецке. Окончил суворовское училище. На учениях получил травму. О карьере военного пришлось позабыть, тогда отучился на каменщика-монтажника 4 разряда.

— Давали нам суворовцам жильё, одну комнату на два хозяина. С деньгами в то время было туго, чтобы заработать, приходилось вертеться. Услыхал от друзей, что есть такой город Надым. Просто так приехать было нельзя, везде стояли пограничники, впускали лишь по пропускам. Написал письмо в «Севергазстрой», меня утвердили, и я приехал в Надым. Переезжать после юга на север было, мягко говоря, неуютно. Рублей в кармане оставалось как раз на обратный билет. Думаю, рвану-ка я домой. Но передумал, остался. И правильно сделал.

Простым рабочим был недолго, молодого, но перспективного Николая заметили и пригласили на должность бригадира. В один из дней, по пути на работу, около парня остановился знакомый автомобиль. За рулём был начальник КМСМУ-2 Авхат Ганиев.

— Садись в машину, поедем с бригадой знакомиться.

— Так я со всеми знаком.

— Я тебя представлю как руководителя.

Под командованием Николая Мельника началось строительство пожарного депо, детского сада «Родничок». Со временем коллектив сменился, руководство прислало молодёжь из комсомольских отрядов, демобилизованных армейцев. Бригаду назвали осознанно, с достоинством— «Имени 60-летия Октября».

— Самые ответственные проекты поручали моей бригаде, — (Николай Михайлович произнёс это с гордостью, — прим. авт.) — одним из таких стало строительство больничного комплекса под руководством Ивана Зубцова. Самый большой и нуж­ный городу объект.

С 1972 года, когда Надыму был присвоен статус города, началась и официальная история Центральной районной больницы. В 1983 году построили основной комплекс ЦРБ, функционирующий по сей день. Тогда это был первый типовой медицинский комплекс на Ямале.

Руками известной бригады создавалось здание девятой городской школы и бассейна «Дельфин». Строительство далось тяжело, отделочников не хватало, плитку, мозаику выкладывали сами. Но про это у героя есть отдельная история.

— Я дипломант Донецкой области, певцом был. Думаете, бесполезный навык для строителя? А нет. В концертном зале девятой школы есть музыкальная мозаика, выкладывал её Евгений Майоров, а я командовал. Тут знания нотной грамоты мне и пригодились.

Строительство «Дельфина» было сложным: заливали бассейн методом непрерывного бетонирования подряд двое суток. «Перекуров» не было. После завершения бассейна бригада взялась возводить «Запсибкомбанк», ДК «Прометей» — один из любимых проектов Николая Мельника. Поделился фактом, что при строительстве не хватило одной металлоконструкции. Балку варили сами. В ходе разговора спросил:

— Сейчас «Прометей» стоит?

— Ещё как!

В то время поток приезжающих на северную землю с каждым годом увеличивался, и нехватка жилья ощущалась особенно остро. Поэтому строить жилые дома приходилось ударными темпами. Постепенно росли пятиэтажки на улице Полярной, в посёлке Лесном, на Набережной им. Оруджева.

— Жаль, что некоторые дома «поплыли». Но не вините в этом нас, строителей. Лучше — изыскателей.

Девятиэтажное общежитие «Комсомолец», центральная почта, здание районного управления связи (РУС), фундамент Свято-Никольского храма, строила бригада и своё здание КМСУ-2.

— Сейчас назовут обманщиками, но выкручивались как могли. Строительных материалов не хватало, делали из того, что было. Узнали бы — наказали. А памятник у «Севергазстроя» надымским строителям видели? Александр Кокотеев, скульптор из Челябинска, каску на меня надел и просил для него попозировать — интересный опыт был.

В состав бригады имени 60-летия Октября посмертно были включены два героя Советского Союза — Анатолий Зверев, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота в годы Великой Отечественной войны, и Александр Корявин, спасший жизнь командира взвода в ходе боя с моджахедами. Николай Мельник, будучи членом правления Советского фонда мира, сам побывал в Афганистане, и даже получил небольшое ранение. После возвращения иници­ировал присвоение одной из улиц Надыма имени героя, но не случилось.

Даже спустя десятилетия бескрайняя Россия не разделила пере­ехавших на «большую землю» северян. Например, звеньевой бригады Фанус Тухватчин — «правая рука», как выразился Николай Михайлович, — живёт в Башкирии, всегда на связи с бригадиром, который при любой удобной возможности с удовольствием заезжает в гости к старому другу.

— Жили мы дружно, праздники отмечали вместе, в Новый год семьями ходили на ледяную горку. Понимаете, Север объединяет людей разных национальностей. И я не для красивого слова это говорю, сам лично через это прошёл. Это наш город! Мы его любим, им гордимся.

Сейчас Николай Михайлович на пенсии, спокойно живёт в своём доме в Таганроге. Он признался, что тоскует по Надыму, мечтает о встрече с любимым городом, которая поможет вернуть утраченные в памяти моменты, и как важно для него и всех ветеранов Ямала, покинувших малую Родину, чувствовать, что их не забыли, знать, что по-прежнему нужны городу. Подумалось, День оленевода — отличный повод. Но это уже совсем другая история…

Фото из личного архива Фануса Тухватчина.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх