Новшество в музейном деле

Новшество, скорее, в проведении экскурсий. Но ведь такого понятия, как экскурсионное дело, нет, а экскурсии проходят, в том числе и в музейных залах, значит, остановимся на этом. 26 октября в Музее истории и археологии города Надыма презентовали выставку, привезённую Тюменским музейно-просветительским объединением.

На открытии новых ­экспозиций и так пусто не бывает, но в этот раз маркетинговые усилия хранителей времени увенчались заметным успехом: было многолюдно, пришли представители всех поколений надымчан. Интригующее название «Фаза быстрого сна», яркая афиша да и врождённая надымская любознательность привели сюда в этот вечер многих.

Экскурсовод Тюменского музейного комплекса им. И. Я. Словцова Олег Ульянов, который вёл мероприятие, ещё больше заинтриговал собравшихся сообщением, что экскурсия предстоит нетипичная, а в формате арт-медиации.

Арт-медиация — метод, позволяющий музейному специалисту не просто рассказывать о выставке и произведениях искусства, но и обсуждать их с посетителями. Медиатор — посредник между искусством и публикой, человек, не дающий собственной оценки произведениям искусства, но участвующий в процессе её формирования у зрителя.

Происходящее — результат и часть проекта «Родные музеи», задуманного для поддержки региональных музеев компанией «Газпром нефть». Конкретно эту выставку совместно с тюменским музейно-просветительским объединением организовало предприятие  «Газпромнефть-Заполярье».

По содержанию экспозиция соответствует названию: помните, какие сны успевают промелькнуть в сознании за мгновения быстрого сна, когда, кажется, только на секунду смежил веки?

Картины Артёма Долгих реалистичны, изображены на них спящие люди, а вот на картонных полотнах Максима Родионова, можно предположить, именно то, что снится персонажам первого художника.

Изюминка в стиле подачи, который уже применяется в культурных центрах страны. На презентации в роли медиатора мастер-класс провёл Олег Ульянов, а до закрытия выставки 16 ноября арт-медиаторами (при групповых посещениях, т. к. для единственного зрителя было бы сложно) поработают местные экскурсоводы.

Происходившее напоминало шоу, во всяком случае равнодушных в зале не было. Уровень восприятия окружающего мира у всех различается, ведь даже стакан с водой для одних полупустой, для других заполнен до половины. Публика переходила от полотна к полотну, отвечая на вопросы медиатора, творчески и логически осмысляя изображённое самостоятельно или под влиянием гида. Причём развешаны произведения авторов друг за другом.

Арт-медиатор по завершении экскурсии отметил, что такого тёп­ло­го приёма, как в Надыме, ещё не встречал:

— Экскурсовод выступает посредником между посетителем и художником; психологом, он должен дать человеку выговориться, проявить себя. Тема пошла из Москвы и Санкт-Петербурга: мы попробовали на тюменской земле и увидели, что метод набирает популярность, людям интересен такой способ подачи. Причём моё или зрителей видение может абсолютно не совпадать с тем, что хотел выразить автор. То, что мы сделали сегодня, — это сотворчество, если так можно сказать. Я модерировал мнение людей: что они видят, как выражают при этом эмоции. Со стороны арт-медиатора не должно быть никакой субъективности, максимум, когда посетитель затрудняется определить, выразить ассоциации, надо подтолкнуть его, сдвинуть с мёртвой точки процесс творческого осмысления аудиторией изображённого на полотне.

Ну что же, Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Надым — ряд неплохой, рекомендуем надымчанам посетить городской музей до 16 ноября, там обещали, что скучно не будет. Присутствовавшие на открытии сами убедились в этом.

Следующий пункт — Яр-Сале. Помимо Ямала программа «Родные музеи» представлена в ХМАО-Югре, Тюменской, Омской, Томской и Оренбургской областях. В ходе реализации программы проводят образовательные мастер-классы, лаборатории, фестивали, направленные на развитие креативных индустрий и творческого потенциала горожан.

Комментарий

Дмитрий ЖАРОМСКИХ, глава Надымского района:

— Для нас очень важна культурная составляющая жизни муниципалитета. Уделяем этой сфере большое внимание, делаем всё, чтобы культурная жизнь была разнообразной и интересной для надымчан разного возраста. Конечно, большое значение имеют проекты, ориентированные на молодёжь. Важно, чтобы молодые люди развивались, заряжались, видели положительные примеры и вдохновлялись. С большим интересом относимся к социальным проектам «Газпромнефть-Заполярья», готовы поддерживать культурные и просветительские начинания компании. Уверен, выставка станет важным событием в культурной жизни города и поможет раскрыть потенциал наших молодых дарований.

Владимир КРУПЕНИКОВ, генеральный директор «Газпромнефть-Заполярья»:

— В отдалённых районах Ямала музеи становятся культурными центрами притяжения. Это важный аспект комфортной городской среды, созданием которой мы занимаемся в партнёрстве с администрацией Надымского района. В рамках программы «Родные музеи» ставим задачу не просто наполнить музейные пространства новым интересным содержанием, но и укреплять партнёрские связи в сфере культуры, способствовать развитию местных креативных индустрий.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх