Семья — волшебный символ жизни

Празднование главного события зимы для тундровиков — дня оленевода — по традиции сопровождалось открытым районным конкурсом «Кочевая семья». Мероприятие состоялось в рамках регионального проекта «Народы Арктики».

Восемь команд-семей, ведущих традиционный образ жизни, из Надымского, Пуровского, Тазовского, Ямальского, Шурышкарского, Приуральского и Красноселькупского районов в течение двух дней соревновались за звание лучшей из лучших.

Оценивали участников эксперты в области культуры, искусств и этнографии, в число которых вошли главный специалист Управления культуры администрации Надымского района Людмила Перцева, депутат районной Думы Наталья Неркагы, мастер декоративно-прикладного творчества, исполнительница народного фольклора Антонина Салиндер, представитель народов ненцы Татьяна Пандо, заведующая и методист Центра национальных культур Ольга Антипина и Галина Граблевская, председатель жюри — артист окружного центра национальных культур Нядма Няруй и секретарь жюри — главный хранитель музейных предметов Музея истории и археологии города Надыма Елена Конопляник.

Первый этап традиционного конкурса прошёл 25 февраля в детской школе искусств № 1. В этот день команды презентовали визитные карточки, в которых в свободной форме рассказали о всех членах семьи, их увлечениях и талантах. Например, семья Худи-Сэротэтто из Ямальского района живёт в ярсалинской тундре и продолжает дело своих предков. Супруги Александр и Вера вместе уже тринадцать лет. Муж трудится в сельскохозяйственной отрасли в оленеводческой бригаде № 20 муниципального оленеводческого предприятия «Ярсалинское», жена следит за хозяйством, кормит, одевает и воспитывает пятерых детей. Старший сын Денис учится в восьмом классе, средние дочери Ирина и Илона — в пятом и третьем классе, младшие дочери Елизавета и Ксения живут вместе с родителями в тундре. Денис занимается в секции национальных видов спорта и показывает хорошие результаты, девочки вместе с мамой на праздниках участвуют в смотрах-конкурсах национальной одежды. В кочевых буднях у каждого в стойбище свои обязанности: у Александра — дежурство в стаде, ловля и обучение оленей, Вера занимается шитьём тёплой одежды для всей семьи и поддержанием чистоты в чуме, дети же всегда стараются помогать родителям в установке чума, запрягают и распрягают оленьи упряжки, ходят за водой и дровами, учатся шить. Все члены семьи Худи чтят традиции и обычаи своего народа, любят родную культуру и язык, принимают активное участие в культурной жизни Ямальского района.

— Несмотря на то, что технический прогресс внёс свои коррективы в жизнь коренных жителей Севера, устои предков всё же остаются непоколебимыми, — это всё благодаря тому, что северяне продолжают беречь традиции ведения хозяйства и декоративно-прикладного творчества северных народов. Для нас, как для членов жюри, очень важно видеть, что семьи-конкурсанты артистичны, оригинальны в выполнении конкурсных заданий, обладают высоким уровнем мастерства в рукоделии, а также вносят вклад в сохранение национальных традиций и передачу национальной культуры и обычаев от предшествующих поколений потомкам, — отмечает Галина Граблевская.

Одной из особенностей художественной культуры народов Севера является традиционная национальная кукла, которую мастерицы по сей день изготавливают из различных материалов своими руками.

— Для коренных ямальцев — это непросто игрушка, а семейный талисман и оберег, который будущие хранительницы очага берегут с рождения и до самой смерти. В каждом регионе её наряжают по-своему, используя национальные цвета и орнаменты, а сегодня наши участники поделились своими секретными особенностями и технологиями изготовления фамильных игрушек, — рассказывает ведущая открытого районного конкурса «Кочевая семья» Ксения Колпакова.

Действительно, вторым заданием для участников конкурса «Кочевая семья» стала презентация семейных реликвий, игрушек и кукол. Главная хозяйка семьи Валентина Марик из села Ныды Надымского района продемонстрировала зрителям традиционную ненецкую куклу «Нухуко»:

— Её голова сделана из надклювья водоплавающей птицы (гуся или утки), туловище сшито из кусков сукна и меха, украшено бисером и орнаментом. Такие куклы девочки мастерят целыми семьями, обязательно строят для них чум, нарты и хозяйство из рыбьих позвоночников и рогов оленя. Древнее придание гласит: как сложится жизнь куколки, так впоследствии может сложиться судьба хозяйки, поэтому девочки своих кукол берегут. Если девушка в зрелом возрасте, приходя к жениху в дом, приносит с собой большую кукольную семью с многочисленными аксессуарами, брак обещает быть плодородным.

Ещё больше о приметах и обычаях, сказках и легендах коренных малочисленных народов Севера участники рассказали в третьем состязании конкурсной программы «Кочевая семья». Например, семья Айваседо из деревни Харампур Пуровского района вынесла на суд жюри театральную зарисовку по древней ненецкой сказке «Хозяин и работник».

Второй этап традиционного конкурса, который прошёл 26 февраля на снежной сцене площади Юбилейной, включил в себя демонстрацию зимней национальной одежды. На импровизированном подиуме зрители смогли увидеть украшенные вышивками и аппликациями костюмы ручной работы, а судьи — оценить качество одежды, соответствие традициям, уровень мастерства швеи, а также сложность узоров с использованием меха и сукна.

— Семья Куртямовых из села Овгорт Пуровского района ведёт кочевой образ жизни. В тундре о женщине судят по тому, как одеты её муж и дети. На хозяйке чума шапка-капор, ягушка из белого оленя, а в руках — нарядная сумочка, украшенная хантыйским орнаментом из бисера и старинными металлическими бляшками и колокольчиками. На второй женщине надета ягушка из пёстрой шкуры: она сделана из самого ценного оленьего меха. У мужчины на шее висит аркан, — это значит, что он настоящий оленевод и «хозяин тундры». Пояс — тоже важный атрибут оленевода, на нём не должно быть ничего лишнего, только то, без чего в тундре не выжить: нож с ножнами, костяное шило, точильный камень, мешочек для мелочей и другие инструменты, — комментируют традиционный показ Антонина Салиндер и Нядма Няруй.

По итогам конкурса семья Салиндер из Тазовского района была удостоена гран-при XV открытого районного конкурса «Кочевая семья». Дипломы лауреатов І степени вручили семьям Куртямовых из села Овгорт Шурышкарского района и Кондыгиных из Приуральского района. Дипломы лауреатов II степени получили семьи Марик из села Ныды Надымского района, Худи-Сэротэтто из села Яр-Сале Ямальского района. Дипломами лауреатов III степени награждены семьи Айваседо из деревни Харампур Пуровского района, Тибичи из села Кутопьюган Надымского района и семья Каргачёвых из села Тольки Красноселькупского района. Дипломы и награды призёры конкурса получили из рук заместителя главы администрации Надымского района Ирины Трухановой. Она же от имени главы Надымского района Дмитрия Жаромских обратилась к семьям со словами поздравлений:

— В этом году конкурс проходит в юбилейный пятнадцатый раз, и очень отрадно, что благодаря вам, уважаемые участники, сохраняются добрые семейные традиции. Мы видим, что в конкурсе участвуют целыми поколениями, которые передают друг другу многовековые истории своих династий, это отличный пример для нас. На такие семьи необходимо равняться, ведь в их домах царит уют, присутствуют поддержка и взаимопонимание. Поздравляю с победой и желаю всем присутствующим крепкого здоровья, достижения поставленных целей, пусть рядом будут близкие люди, поддерживающие во всех начинаниях.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх