Когда есть кому прикрыть со спины

22 года от роду в масштабах человеческой жизни — это совсем мальчишка, но за такое короткое время герой статьи повидал, наверное, больше, чем другие за весь отпущенный век. Причём ничего особенно ужасного он не рассказывает, да и тон спокойный, как при рассказе о пройденном уроке.

Благодаря врачам и провидению

Саша Кудинов после школы поступил в тольяттинский колледж на специальность техника-программиста. По окончании оттуда же, из Тольятти, в июле 2020 года призвался в армию. И отучился, судя по тому, что после двухлетнего не связанного с IT перерыва выбирает место работы из нескольких вариантов, неплохо.

Через пару месяцев службы посоветовались с однополчанами и подписали договор с Министерством обороны, решив, что лучше два года контрактником, чем год срочником. В советские времена существовала такая же альтернатива для тех, кто к моменту призыва окончил вуз. Тогда на выбор допускалось отслужить год рядовым или младшим офицером, но уже два года. Разница заметная: у рядового казарма 24/7, в увольнительную в кино и за порцией мороженого — в выходной, и то если не нарушал дисциплину. У лейтенанта же рабочий день плюс суточные дежурства по графику. Правда, тогда Украина была территорией Киевского военного округа, а первый натовский солдат мог попасться только после внушительного «тамбура» Западной группы советских войск в Германии (ЗГСВГ).

— Хотя, подписывая контракт, мы осознавали возможные риски, которые к 2020-му были очевидны без пояснений, — отмечает Александр.

Его срок службы заканчивался до начала мобилизации, мог уволиться из ВС в июле 2022-го. Но так сложилось, что Александра контузило и до сентября парень лечился в госпитале им. Бурденко. И, как отмечают его родственники, благодаря профессионализму военных врачей осенью твёрдо встал на ноги и выписался. Ещё пару месяцев заняло оформление документов на увольнение, теперь уже как негодного к строевой службе.

Каждый сделал свой выбор

Военно-учётную специальность наводчик-оператор БМП осваивал на Урале, оттуда же вместе с экипажем отправился на большие учения. После которых, не возвращаясь в расположение части, выдвинулись в зону СВО. Свои функции в экипаже поясняет просто: кроме тех, что следуют из названия специальности, ещё и старший на борту. Командир на броне или в пешем порядке, так практичней: лучше обзор, удобней управлять ситуацией. БМП создавались в те времена, когда рация, которой пользовался командир, была громоздкой и даже внутри машины занимала много места. Сейчас устанавливают компактные, позволяющие передвигаться с ней в пешем порядке и быть на связи, а за положение в машине отвечает оператор-наводчик.

Насколько можно понять из новостных сообщений и сводок, штурмовые отряды в условиях боевых действий выполняют самую опасную и тяжёлую работу. Если это можно назвать работой, но какой термин тут не используй, всё равно не удастся быть точным и корректным.

— Команда «земля» означает, что отделение должно спешиться, экипажу и десантникам необходимо выйти наружу. Повторный сигнал «земля» — значит работает артиллерия, всем лечь!

Первый штурм, в котором участвовали, — Красный Лиман, за эту операцию полку присвоили звание гвардейского. Второй в этом же районе, потом Яровая, Святогорск. За четвёртый его наградили самой солдатской, справедливой и ценной медалью «За отвагу». А в начале пятого штурма, когда брали Лисичанск, военная служба Александра Кудинова завершилась. БМП подорвалась на мине, наводчика-оператора серьёзно ранило. Затем эвакуация и лечение. Тяжёлые повреждения у двоих, включая нашего собеседника, остальные отделались лёгкими.

— Кто быстро оправился, уже в строю, некоторые ещё долечиваются, ранения хоть и лёгкие, но заживают долго.

Привёл похожий случай: мина, командира контузило, водителя зацепило сильней. Через какое-то время друзья узнают — водитель умер. Родные получают извещение, где отмечается, что тело не найдено. А парень в бессознательном состоянии попадает в госпиталь, выяснить кто он, медики не могут — пациент в коме. Через полгода приходит в себя, что удивительно, по памяти набирает номер супруги на чужом телефоне (тут будучи здоровым при утере смартфона ни одного номера не вспомнишь!) и… Попробуйте представить ощущения жены и родственников.

Александр вспоминает также ещё одного сослуживца, замполита роты. Тот имел право остаться на территории России, но не смог бросить своих ребят, убыл со всеми. Супруга ушла, посчитав, что офицер сделал неправильный выбор. Интересно, как считают близкие тех, кто выехал из страны при объявлении частичной мобилизации с девизом «когда обживусь на новом месте, вывезу вас», — в их пользу сделан выбор или нет?

Проверено, чужих нет

Темперамент собеседника не взрывной, если не сказать больше: спокойный, рассудительный, словами не сорит. В разговоре тех, с кем воевал, называет только «противник», никаких эпитетов или прозвищ.

— Так не все же добровольно идут, большая часть мобилизованные. Пленный рассказывал: приехал с заработков за семьёй, хотел вывезти. Близких выпустили, а ему автомат в руки и вперёд.

Мирное население тоже по-всякому встречало. Одни улыбаются, сообщают, что ждали их, но почему-то не верится, и иногда действительность опровергает эти слова. Но когда такое говорят со слезами на глазах, тут уж как не поверить, тем более что восемь лет между небом и землёй это не фунт лиха, а гораздо тяжелей. В целом считает, что на территории республик большинство жителей на нашей стороне, а сами они добродушные и приветливые.

С экипажем, в котором началось участие в СВО, познакомились за полгода до начала. Уже знали вроде бы друг друга: привычки, хобби, пристрастия, в общем-то коллектив дружный. А когда побывали в первой переделке, появилось чувство локтя, веры в себя и тех, кто рядом. В апреле при выходе в Россию на перегруппировку естественным образом исчезли ненадёжные, говоря попросту, сбежали. Таких было немного, и гуляют они по просторам нашей страны со штампом «склонен к предательству и трусости» в военном билете. Зато теперь оставшиеся были уверены в сослуживцах, как в себе.

— Важно знать, что спина надёжно прикрыта, иначе вперёд не двинешься.

География подразделения простая: мужики из Томска, Екатеринбурга, Челябинской области, в общем, Урал и Сибирь. У них чат в мессенджере, когда есть возможность, и сейчас обмениваются новостями. Собеседник отмечает, что психологически перенёс происходившее легче остальных. Только друг из Томска, погибший при штурме Святогорска, снился два дня после гибели. Теперь же спит нормально.

Непомерная цена опыта

Александр подчеркнул, что наличие в начале операции в подразделении троих парней с боевым опытом сберегло жизни. При первых шагах их подсказки и инструкции помогли избежать потерь, случающихся чаще от неопытности солдат.

— Наверное, мы и сами до этой степени подготовленности дошли бы, но не все успели бы.

Трудно с этим спорить, да и поговорка «На ошибках учатся, но лучше делать это на чужих» в данном случае приобретает зловещий оттенок.

В подтверждение слов приводит в пример сослуживца, получившего ранение в ногу, которое не допускает дальнейшего участия в СВО. Теперь на Урале обучает новобранцев, передаёт навыки, помогающие выжить в экстремальных боевых условиях.

Сейчас параллельно с трудоустройством Александр проходит полное обследование с лечением по окружной программе и реабилитационному сертификату участника СВО. Министерство обороны, отмечает он, рассчиталось по своим обязательствам. К концу беседы сформировалось наблюдение — в речи собеседника ни разу не прозвучало обиженных ноток, только сдержанная констатация происходящего. И возникает ответное чувство долга перед такими соотечественниками: мальчишками, парнями, мужиками.

Ребята, которые разбежались поднимать экономику соседних государств при первых звуках трубы, тоже наши соотечественники. Но таких, как Александр, всегда будет больше. Тех, кто в критический момент спокойно решает: если надо, значит надо.

Фото из архива Александра Кудинова

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх