Маркетплейс (торговая площадка) — это онлайн-платформа для продажи и покупки товаров и услуг через интернет, простыми словами: продавцы размещают свои товары, а покупатели выбирают их лучшие варианты по ценам, характеристикам и другим параметрам.
Чем отличается интернет-магазин от маркетплейсов? Интернет-магазин — это инструмент, который позволяет использовать различные каналы продаж, а маркетплейс — это один из каналов продаж.
В отличие от маркетплейса, агрегатор не является полноценной площадкой для купли-продажи товара. Это справочник, который собирает товары и услуги со всех интернет-магазинов и даёт на них ссылки. На сайте самого агрегатора нельзя найти подробной информации о товаре или сделать заказ. Зато он даёт возможность сравнить цены и предоставляет информацию о наличии товара.
Согласно преамбуле закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» владелец агрегатора определён как организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определённого товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путём наличных расчётов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчётов в соответствии с п. 3 ст. 16.1 данного закона и федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе».
Таким образом, понятие «владелец агрегатора» используется для обозначения информационного ресурса (платформы), на котором потребитель имеет возможность получить информацию о товаре, оформить заказ и оплатить его. Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце (исполнителе).
Согласно п. 1 ст. 9 закона РФ «О защите прав потребителей» владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей следующую информацию о себе и продавце (исполнителе): фирменное наименование (наименование); место нахождения (адрес); режим работы; государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилию, имя, отчество (если имеется), регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также об имеющихся изменениях
в указанной информации.
Продавец обязан предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте достоверную информацию о себе. В случае изменений в такой информации продавец (исполнитель) обязан в течение одного рабочего дня с момента внесения в неё изменений сообщить владельцу агрегатора об этих изменениях и разместить их на своём сайте. Владелец агрегатора обязан внести эти изменения в информацию о продавце в течение одного рабочего дня, если размещение указанной информации осуществляется на сайте владельца агрегатора (странице сайта).
Статьёй 12 закона «О защите прав потребителей» установлено, что по общему правилу продавец (исполнитель) несёт ответственность: за исполнение договора, заключённого потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре или исполнителе; за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества; за обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар. В то же время соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) ответственность в подобных случаях может быть возложена на владельца агрегатора.
Владелец агрегатора несёт ответственность перед потребителем за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре. В соответствии с пп. 2.1 п. 2 ст. 12 закона «О защите прав потребителей» владелец агрегатора несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю вследствие предоставления недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключён договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом.
Согласно пп. 2.2 п. 2 ст. 12 закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате предварительной оплаты товара (услуги). Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты товара потребитель должен направить владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг). Если иное не предусмотрено условиями пользовательского или иного соглашения потребителя с владельцем агрегатора, уведомление продавцу (исполнителю) об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) может быть направлено владельцу агрегатора, который обязан направить его продавцу (исполнителю).
При этом владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) при получении от продавца (исполнителя) подтверждения принятия потребителем товара (оказания услуги) при условии, что копия такого подтверждения была направлена владельцем агрегатора потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения владельцем агрегатора требования о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги). В случае несогласия потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара (оказания услуги) потребитель вправе требовать возврата суммы произведённой им предварительной оплаты товара (услуги) в судебном порядке.
Более подробная инструкция о действиях при покупке некачественного товара на маркетплейсе размещена на сайте rospotrebnadzor.ru.
Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Надымском районе.
Фото с сайта glavbuh2000.ru.