Выезд на место будущей музейной площадки под открытым небом прошёл в рамках проекта New tour, состоящего из серии нестандартных тематических экскурсий, разработанных сотрудниками МВК имени И. С. Шемановского для жителей и гостей Салехарда.
Экскурсантов сопровождал сотрудник музея Константин Карташов. По дороге к лагерю он познакомил группу с историей железнодорожной стройки.
«В 1947 году на севере Сибири началось строительство Трансполярной магистрали. Частью этого проекта стало и «Строительство № 501–503» – железнодорожной дороги Чум – Салехард – Игарка. Стройка была остановлена 70 лет назад, оставив после себя заброшенные лагпункты и железнодорожные объекты. Хотя грандиозный замысел так и не был доведён до конца, строительство дало импульс к развитию многих городов и посёлков Крайнего Севера: Лабытнанги, Надыма, Салехарда», – рассказал Константин Карташов, старший научный сотрудник сектора новой и новейшей истории МВК имени И. С. Шемановского.
В ходе экскурсии участники смогли увидеть сохранившиеся лагерные объекты: входную группу, помещение вахты, барак, где жили заключённые, баню, штрафной изолятор, хозяйственные постройки и караульные вышки.
Сейчас на территории лагпункта № 76 идут работы по восстановлению внутреннего ограждения. Их планируется завершить к концу сентября, после чего это место станет уникальным музеем, демонстрирующим жизнь и работу заключённых на крупных стройках СССР в период сталинской эпохи.
Концепция будущего выставочного пространства, включающая частичное восстановление объектов типового лагеря строительства, была разработана по инициативе губернатора Ямала Дмитрия Артюхова. В прошлом году глава региона посетил территорию во время Честного маршрута.
С сайта yanao.ru.
Фото с сайта yanao.ru.