От редакции
Совсем скоро газета «Рабочий Надыма» отметит свой 50-летний юбилей. Полвека — солидный возраст: нам есть что рассказать, чем поделиться. Садитесь поудобнее — вспомним былое вместе.
1 марта 1975 года вышел первый номер издания, который стал отправной точкой увлекательного путешествия читателей и сотрудников редакции по необъятному миру информации. Издание было зарегистрировано как печатный орган Надымского горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся. С тех пор на свет появились более шести с половиной тысяч выпусков районной многотиражки.
За прошедшее время менялся формат газеты, периодичность, тираж, сотрудники редакции, но все эти годы неизменным оставалось одно — верность принципам и канонам журналистики, среди которых актуальность, достоверность, объективность и правдивость. За плечами коллектива редакции газеты «Рабочий Надыма» в разные годы — победы в конкурсах различных уровней. Ежегодно на протяжении семи последних лет наше издание входит в «Золотой фонд прессы».
К юбилейной дате мы предлагаем читателям познакомиться со статьями первых выпусков старейшего издания Надымского района, окунуться в атмосферу 70–80-х годов, узнать, чем жил город и его жители, какие события волновали общественность и являлись центральными на страницах газет, как работали наши журналисты.
Итак, включаем машину времени.
Эта статья от 26 января 1982 года, она о самом начале обустройства Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в мире.
День первый: выход
Мороз с каждым часом загонял розовый спиртовый столбик термометра всё ниже и ниже, почти под 50-градусную отметку. Но люди работали. Им нельзя упускать времени — кто знает, когда потеплеет, а дело ждать не может.
Мы разговаривали с водителем вездехода ГАЗ-71 Ильканом Зиязовым. Человек он многоопытный — на Севере с 1976 года. Вдоль и поперёк избороздил дороги и бездорожье месторождения Медвежьего, дважды доводилось пробиваться нелёгкими зимниками на Новый Уренгой. Бессчётно часто шёл с топографами туда, где до них практически не бывал никто.
И вот снова подготовка. Уходили последние сутки перед выходом: колонне тракторов и автомобилей, собранной на площадке УКПГ-9, предстояло одолеть более чем 200-километровый путь на точку, с которой началось освоение заполярного гигантa — Ямбурга.
Механики, шофёры готовили технику в дорогу, а мне вспомнился год 1979-й. Тогда погожим июльским днём, стоя возле одинокой палатки, затерявшейся в тундре недалеко от побережья Обской губы, главный инженер проекта освоения Ямбурга из донецкого института Южниигипрогаз коммунист, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Геннадий Шемраев рассказывал:
— Сейчас мы делаем только рекогносцировку. Полагаем, правда, пока ориентировочно, что начинать разрабатывать Ямбург будем в 1984 году. А через три года по проекту месторождение должно набрать расчётную мощность.

Тогда, в 79-м, казалось, что очень и очень нескоро придёт день, когда на Ямбурге обоснуются люди. Но стремительно наше время.
И вот пришёл день Ямбурга. Илькан Зиязов и его товарищи готовились к выходу. А руководитель колонны, начальник производственно-диспетчерской службы Медвежинского газопромыслового управления Григорий Заценко ещё и ещё раз хлопотал о том, чтобы все были обеспечены спецодеждой, чтобы взяли в дорогу максимально возможное количество запасных частей и не забыли бы обеспечить сварщика достаточным количеством электродов.
А потом было короткое предотъездное интервью. Г. П. Заценко говорил:
— В состав десанта входят и тягачи-тракторы, три бульдозера, трактор для монтажных работ, оборудованный грузовой стрелой, восемь грузовых «Уралов», три спецмашины, ремонтная летучка. В колонне будут транспортироваться жилые балки, передвижная котельная, столовая, электростанция. Цель первого десанта — заложить пионерный посёлок. И, конечно же, мы подбирали сюда людей, выверенных Севером, временем и работой. На каждом участке — бригадиры, передовые водители, начальники колонн — коммунисты. Есть среди перводесантников и комсомольцы.
Оставались считанные часы до выхода. Он в нашем краю никогда не бывает лёгким.
И только три человека знали дорогу. Это Илькан Зиязов, начальник топопартии производственного объединения Надымгазпром А. Н. Богданов и механик-водитель второго вездехода тов. Кузницкий. Ещё в декабре 1981 года две машины проложили первую колею будущего зимника. Зиязов о тех днях сказал коротко:
— Переход был трудным. Холодно. И самое нелёгкое — постоянная пурга.
А. Н. Богданов был щедрее в своём рассказе. Он говорил:
— Отлично вели себя в дороге обе машины. Конечно, сказалось мастерство механиков-водителей. Сегодня десант пойдёт от УКПГ-9 к Обской губе. Оттуда — вдоль её побережья на север. Конечная точка — устье реки Арка-Монтгото. Нелегка дорога. Но всё-таки избрали мы именно этот вариант, потому что по тундре не дадут пройти условия ландшафта.
18 января 1982 года ранним утром, когда даже ещё не начинало сереть придавленное тяжёлыми тучами северное низкое небо, колонна вышла в путь.
День четвёртый: в пути
Вертолёт Ми-8, пилотируемый экипажем под руководством В. Н. Задорожного, вышел на колонну сразу и точно. Доставили тогда десантникам горячую пищу, газеты, и через несколько минут машина, взвихрив снег, быстро ушла к горизонту.
Начальник колонны автомобилистов из пангодинского АТП Станислав Субтэля отдал очередные распоряжения. А потом продолжал прерванный разговор:
— В основном техника ведёт себя хорошо. Есть мелкие поломки, но мы их устраняем быстро. Главная помеха в другом — погода. Север остаётся севером — практически ежедневно метели. Сильные ветры. И, конечно, люди делают всё, чтобы техника выдержала. Например, трактористы Николай Филоненко, Адам Филимончук, водители автомобилей Владимир Пушкарёв, Николай Михайленко, Виктор Фомичёв. Очень крепко досталось тов. Кашапову. Его автомобиль поломался, но он хорошо справился со своими обязанностями. Хотя машину занесло снегом, пришлось некоторое время вести её на буксире. Но сейчас уже всё позади — машина идёт в общей колонне.
Станислав Петрович снова занялся своими нелёгкими обязанностями — ушёл к шофёрам. А рядом с нашей машиной остановился вездеход ГТТ с бортовым номером 419. В его кабине за рычагами механик-водитель Сергей Васильев. Рядом — сварщик Сергей Компанец.
Их машина приспособлена для техобслуживания колонны — в ГТТ установлен сварочный агрегат. Много ли работы у ребят? Хватает. Машина не имеет постоянного места в колонне. Приходится идти впереди, затем уходить назад. Одним словом, приходить на помощь по первому требованию.
— Нелегко производить сварку в таких условиях, — рассказывает Компанец. — В пургу ребята накрывали меня тентом, помогали чем могли. Варил всё, что требовалось для того, чтобы техника пробивалась вперёд.
И четвёртый день не оказался безветренным. И он принёс пургу. Те сутки запомнились тем, что к утру одолели очень мало — чуть более 30 километров. И ещё: руководитель перехода Г. П. Заценко собрал бригадиров, активистов, коммунистов. Коротким, но деловым был тот совет. Впереди были ещё двое суток пути.

День шестой: финиш
И снова возле колонны приземлился вертолёт. В этот раз к десантникам прибыл экипаж, где первым пилотом был Василий Еремеев. На борту очередной груз для Ямбурга.
Слева разворачивается колонна. Справа занимают места первые балки будущего пионерного посёлка.
Усталые, но счастливые лица людей. Ещё бы! Одолели дорогу на Ямбург. Прошли более чем 200-километровый путь по совершенно глухому краю, прошли наперекор ветрам и метелям, наперекор жесткому морозу.
И большая, особая радость была у Владимира Придатко, его товарищей Николая Охрименко и Александра Литвинова, когда они увидели приближающийся к финишной точке вездеход Илькана Зиязова, затем мощный Урал Виктора Фомичёва с транспарантом на борту «Даёшь, Ямбург!».
Дело в том, что эти три человека из треста «Надымстройгаздобыча» уже поселились здесь почти за месяц до того, как десант вышел в путь на Ямбург. Трое рабочих начали обустраивать два балка, готовить вертолётную площадку.
В работе бежали дни быстро. И, конечно же, каждый приближал время окончания одиночества. Володя Придатко и его товарищи следили за тем, как приближается колонна: почти ежедневно прилетали вертолёты, лётчики сообщали о колонне. Ребята по-своему готовили встречу десантникам. Заготовили побольше воды, чтобы вскипятить чай, много чая.
И вот этот день настал. Поздним вечером 23 января колонна первого десанта пробилась на Ямбург. Начало положено! Десант пришёл на Ямбург без потерь.
Сюда пойдут по зимнику грузы. Руководитель перехода Григорий Заценко говорил:
— Конечно, первый десант показал не только то, что мы способны одолеть этот трудный путь. Он показал, что многое ещё нужно построить по-иному, не так, как мы делали. Сейчас уже знаем, что во второй поезд (он ориентировочно выйдет в путь через 10–15 дней после прихода первого) будут входить сани с ёмкостями для воды, горюче-смазочных материалов, ещё одна котельная, трубы. Должны мы завезти и плиты для установки стационарной радиостанции. В общем, работы много.
Да, работы много. Орденоносное объединение Надымгазпром начинает обживать ямбургское месторождение. Здесь уже рабочие будни.
Фото: служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром добыча Ямбург».