Мы живём в очень непростой исторический период – ещё рано говорить о новой холодной войне, но уже очевидно, что и конец истории так и не наступил. В таких условиях крайне важно подготовить новые поколения к жизни в этом нестабильном мире. Очевидно, что для этого необходимо заниматься патриотическим воспитанием молодёжи. Что оно из себя представляет, как проходит и каких целей призвано добиться, нам рассказал руководитель ДЮЦ «Альфа» Николай Коробов.
– Николай Владимирович, что из себя представляет патриотическое воспитание как концепция?
– Я думаю, что у термина «патриотическое воспитание» нет чёткого определения. Воспитание как таковое начинается с рождения и продолжается до тех пор, пока ребёнок не станет взрослым. Научить его правильно держать ложку – это воспитание этикета, вовремя ложиться спать – воспитание дисциплины, делать уроки и помогать с домашними обязанностями – воспитание любви к учёбе и труду и так далее. И тем не менее мы же не делим все эти процессы на какие-то чёткие, разграниченные «отрасли» работы с ребёнком.
Патриотизм – это любовь к Родине, а как можно измерить любовь в количественных показателях, зафиксировать конкретные результаты патриотического воспитания? Человек должен любить свою страну и, если надо – защищать её. Вот и всё. Измерить патриотизм можно одним критерием – готовностью действовать в интересах своей страны, в том числе в ущерб своему личному комфорту.
– Но патриотическое воспитание как институт всё же существует. Какие изменения он претерпел в наши дни?
– При Советском Союзе патриотическое воспитание у нас было на очень высоком уровне. КПСС направляла народ и вдохновляла людей на любовь к Отчизне, но человек, воспитанный советской системой, не подходил для жизни по западной модели – у него было совершенно другое умонастроение. Конечно, нашим соперникам это было неудобно – тяжело иметь дело с патриотичной нацией, которая осознаёт свои геополитические интересы. Поэтому, когда Союз распался и мы резко захотели «дружить» с Америкой – быть патриотом стало просто немодно, я бы даже сказал непрестижно. В итоге сформировалось целое поколение, которое не получило патриотического воспитания, вообще ни в какой форме – это было выгодно нашим заокеанским партнёрам. Подумайте, когда у нас ввели обязательный ритуал поднятия флага в школах, многие люди всерьёз недоумевали, зачем нам это нужно – это всё последствия антипатриотической политики прошлых десятилетий.
Эта тенденция начала меняться в годы Чеченских войн – к людям «наверху» медленно, но верно начало приходить осознание, что Россия воспринимается мировым сообществом как опасность и есть силы, которые мечтают нас окончательно добить, разделить на губернии, провести, как они говорят, «деколонизацию». Поворот к патриотизму был небыстрым процессом, который окончательно завершился примерно с началом «русской весны».
Теперь патриотические чувства снова воспринимаются как норма жизни, казалось бы – всё хорошо, но я опасаюсь, что существуют ложные патриоты, которые Родину любят просто потому, что сейчас это модно, а если у нас опять сменится конъюнктура – эти люди про свой патриотизм мигом забудут.
– Ваша организация воспитывает патриотов. А как это происходит?
– Патриотическое воспитание – это комплексный процесс. Может, кому-то представляется, что это некие уроки любви к Родине, где детям объясняют, какая Россия великая, но на самом деле всё по-другому. У нас в «Альфе» есть много направлений работы с детьми: физкультурно-спортивное, туристическо-краеведческое и так далее. Ребёнок выбирает то, что ему нравится и занимается этим. Конечно, мы уделяем время и ликвидации исторической безграмотности, и объясняем детям какие-то внешнеполитические процессы, но это не основная цель занятий с детьми, а скорее идёт фоном. Патриотизм нельзя установить ребёнку в голову и его нельзя вызубрить, как какой-нибудь школьный предмет – человек может только сам прийти к этому.
Вот вам пример: многие наши воспитанники ушли на СВО, и, когда они возвращаются домой, мы организуем их встречи с ребятами. Естественно, у детей возникают вопросы: почему человек пошёл воевать, почему боевые действия на Украине вообще начались. Когда детям объясняют, на чём основаны процессы, которые привели к тому, что сейчас происходит с Украиной, до них доходит, что если народ не хочет кормить свою армию, то будет кормить чужую, – понимание этого факта может быть стартом для патриотических чувств. Осознание того, что если мы не будем работать в интересах России, то наша жизнь станет труднее и хуже, – это первый шаг к тому, чтобы быть патриотом.
Заметьте, наши выпускники не убежали в Грузию и Армению. А кто убежал? В основном дети девяностых, которых не научили быть преданными Отчизне. Это поколение думало, что конец истории наступил, что национальных интересов у России нет, что войн больше никогда не будет, а весь мир – наши друзья. И где они теперь? Само их существование доказывает нам, что патриотическое воспитание – это жизненная необходимость для нашей страны.
– Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, которые «Альфа» проводит в рамках патриотического воспитания?
– Это очень обширная тема. Но если говорить о конкретных примерах, то вот один из них. С 2001 года мы ездим в Курганский пограничный институт ФСБ. Там наши воспитанники пребывают на территории воинской части, с ними круглосуточно, на протяжении трёх недель, занимаются курсанты ФСБ. Ребята там – как маленькая армия, а курсанты для них – как политруки и командиры. Важно то, что курсанты – люди молодые, они могут общаться со школьниками на одном языке. Естественно, дети интересуются мотивацией будущих офицеров, у них идёт коммуникация, и это – тоже патриотический воспитательный процесс.
В нашем деле важнее всего, чтобы инициатива исходила не откуда-то сверху, а от самих педагогов, родителей и детей. Неправильно, когда человек не может и пальцем шевельнуть без приказа от начальства. Разве патриотизм появляется по указке вышестоящих? Воспитание детей – дело всего общества, и оно не должно зависеть от чьей-то воли извне, иначе мы снова можем вернуться к ситуации, возникшей в девяностые.


Фото из личного архива Николая Коробова.