От редакции
1 марта 2025 года газета «Рабочий Надыма» отметила свой 50-летний юбилей. Полвека — солидный возраст: нам есть что рассказать, чем поделиться. Садитесь поудобнее — вспомним былое вместе. В 1975 году вышел первый номер издания, который стал отправной точкой увлекательного путешествия читателей и сотрудников редакции по необъятному миру информации. Издание было зарегистрировано как печатный орган Надымского горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся. С тех пор на свет появились более шести с половиной тысяч выпусков районной многотиражки.
За прошедшее время менялся формат газеты, периодичность, тираж, сотрудники редакции, но все эти годы неизменным оставалось одно — верность принципам и канонам журналистики, среди которых актуальность, достоверность, объективность и правдивость. За плечами коллектива в разные годы — победы в конкурсах различных уровней. Ежегодно на протяжении семи последних лет наше издание входит в «Золотой фонд прессы».
В юбилейный год мы предлагаем читателям познакомиться с архивными статьями старейшего издания Надымского района, окунуться в атмосферу прошлых лет, узнать, чем жил город и его жители, какие события волновали общественность и являлись центральными на страницах газет, как работали наши журналисты. Итак, включаем машину времени.
Эта статья от 15 июля 2014 года. Она о самом лучшем виде отдыха – изучении родного края. Вот бы повторить!
Надежда ГРИЦЕНКО
Диапазон действия программы «Газпром — детям!» расширился настолько, что затронул, казалось, самые отдалённые от творчества и спорта сферы. На самом деле, историческое краеведение требует от исследователя и творческого подхода, и спортивной подготовки. Выиграв с проектом «Путешествие по реке Надым» грант ООО «Газпром добыча Надым», сотрудники МУК «Музей истории и археологии г. Надыма» работают со школьниками по разным направлениям (теоретические занятия, мастер-классы). Их объединяет главная цель — развитие творчества детей
в области изучения края.
Например, развивая творческие способности, мы не просто лепили из глины горшки, а стремились понять древних жителей нашего края. Ребята подражали форме и орнаменту выбранного исторического образца — сосуда, изготовленного в бронзовом или железном веке. Макет жилища собирали, также опираясь на археологический материал, по научным реконструкциям построек средневекового Надымского городка.
Спортивная подготовка и выносливость пригодились ребятам во время экспедиции в старинное село Нори, которая состоялась с 23 по 27 июня.
В ходе лодочных и пешеходных экскурсий сформировалась юная команда из восьми мужественных исследователей Севера (Борис Деев, Елизавета Платонова, Вячеслав Мицкевич, Анастасия Карпушкина, Анастасия Русанова, Алёна Суремко, Никита Сергеев и Анатолий Анисимов), стойкая к комариным нападкам, к изменчивой погоде, к отсутствию благоустроенного жилья. Поверьте, что для городских школьников 6–8-х классов это уже немалое достижение.
КТО ЗА ГРИВУ, КТО ЗА ХВОСТ
В ходе экспедиции самым важным было привить участникам проекта вкус к исследованию собственного края, «заразить» их красотой природы и загадками истории. Первую загадку — загадку «пашни» разгадывали в ходе квест-экскурсии. Нужно было найти в Нори площадку, на которой работники колхоза «Родина» в 50-е годы выращивали до 18 сельскохозяйственных культур. Неожиданно для игроков разгадкой оказалась та самая вертолётная площадка, на которую они приземлились несколько часов назад!
Разговор о самом успешном в районе колхозе-миллионере хотелось продолжить. В первый же день мы отправились на противоположную северную окраину села. С трудом верилось ребятам, что численность поголовья крупного рогатого скота в Нори доходила до 85 (в 1954 году), а лошадей — до 40. Сегодня от конюшни и коровника не осталось и следа, а последняя труженица — кобыла Машка — погибла прошедшей зимой. Удар по животноводству был нанесён с закрытием колхоза в 1961 году. Тогда в Нори зазвучала частушка: «Кто за гриву, кто за хвост: растащили весь колхоз!» Какое-то время, до 1980 года, ещё сохранялось в Нори совхозное стадо коров. Из личного подворья рогатый скот постепенно «выжила» нагрянувшая в конце 1980-х годов перестройка. Сегодня тюменские, омские и другие молочные продукты завозят в норинский торгпункт из Ныды на снегоходах и лодках, зимой — из Надыма на «Буране». Лишь старожилы с грустью вспоминают вкус местной сметаны и творожка.
Конечный пункт вечернего похода — звероферма, вернее то, что от неё осталось. Говорить о том, что норинцы умудрялись содержать здесь до 200 чёрно-бурых лисиц немного легче. Помогают «свидетели» — клетки, поржавевшие, покосившиеся, местами раздавленные в ходе строительства новой дороги. Если ничего не предпринять, то скоро исчезнет и это последнее свидетельство былой славы одного из лучших колхозов округа.
ПО ЗАПИСЯМ ИЕРОМОНАХА НИКОНА
24 июня, следуя программе, совершаем лодочную экскурсию в Старые Нори. Несмотря на пасмурную погоду и жужжание довольно редких в это время комаров, приступаем на месте к серьёзным исследованиям. Пытаемся прочесть рукописный документ из тобольского архива. Конечно, в копиях. Представляем, как ровно сто лет назад это место посетил прибывший из селения Хэ иеромонах Никон.
В своём путевом дневнике он записал: «Сначала зыряне селились южнее, чем в настоящее время они живут… Раньше же Нарэ стояли немного в стороне, вёрстах в 5 от настоящих. Теперь оттуда переселились, и остался один дом с семейством». Что же получается? Выходит, что уже к 1914 году сложилось два поселения Нарэ (Нори), причём южный пункт возник раньше северного. Как разгадать эту загадку Старых Нори? С нами всегда карта местности и контурные карты для каждого путешественника. Замеряем расстояние на 5 вёрст южнее нашего месторасположения и упираемся в современный посёлок Нори, откуда только что приплыли. Для ребят это настоящее открытие! Формулируют: «Оказывается, современные Нори старее Старых Нори».
Дореволюционный исследователь Г. М. Дмитриев-Садовников назвал Нори, в которых к 1916 году было отстроено 26 небольших домов и проживало 220 человек, зимним пунктом местного населения. Новая загадка о том, где же норинцы проводили лето, привела экспедицию на Красивый мыс, где мы обнаружили палатки только что прибывших сектантов и остатки одного старого строения — дома Терентьевых. Здесь, недалеко от слияния рек Большого Ярудея и Хамби-яхи, начиналась настоящая рыбная ловля, которая кормила население Нори весь летний период и позволяла сделать запасы на зиму. Кроме Красивого мыса норинцы промышляли также и на рыболовецком песке Паули. Отметив на GPS-навигаторе точные координаты бывших поселений, мы вернулись на базу к гостеприимным хозяевам. Рыболовецкую тему в дальнейшем осваивали на собственном опыте. Все участники экспедиции без исключения «заразились» ловлей чебака на удочки. Рекорды поставили по местным меркам скромные. Лучший результат — 26 чебаков за три вечера рыбалки, но и этим ребята были очень довольны. Неожиданно и чебак задал нам свою загадку. На четвёртый вечер наотрез отказался клевать. С разгадкой помогли местные знатоки. Пояснили, что причина ухудшения рыбьего аппетита кроется в смене южного ветра на северный, в резкой перемене погоды и, возможно, в грозе. Со сменой ветра заметно прибыла вода, это природное явление помогло юным краеведам почувствовать близость большого водоёма — Обской губы.
ЯСАЛИНСКИЙ МАЯК
25 июня осваиваем ближайшие окрестности к югу от села: Белый яр (он же по коми-зырянски Большой крутой яр), месторасположение «маяка» и бывшее поселение Ясале. Опять разгадываем загадки. Сооружение, называемое в народе «маяком», оказывается обычной триангуляционной геодезической вышкой. Самое любопытное в ней — исторический подтекст. Вспоминаем первые годы Великой Отечественной войны, и кажется невероятным, как в таких условиях у государства хватало сил и воли для решения столь масштабных стратегических задач как установка таких вышек и их координат даже в столь отдалённых местах!
«Загадка кочующих Нори»: так участники экспедиции назвали следующую экскурсию в Ясале, где сегодня на отдалении друг от друга стоят два чума. Посёлок пытался сюда частично «перекочевать» в начале 1950-х. За три года на Земляном мысу (Ясале) появилось десять срубных домиков, сруб конторы, магазин рыбкоопа и пекарня, правда, без печи. Так отстраивали новый хозяйственный центр колхоза «Родина». Однако свой шанс стать новым (уже третьим по счёту) Нори мыс Ясале упустил. Беда была в том, что такие производственные объекты как скотный двор, конюшня, теплично-парниковое хозяйство остались в старом центре. Неудивительно, что осевшие в Ясале прежние кочевники-ненцы скоро начали жаловаться на отдалённость мест работы и грозившую им безработицу. Идею с новым центром пришлось оставить. И Нори осталось там, откуда, собственно, и пошло как первое коми-зырянское поселение на правобережье реки Надым.
В КОМИ-ЗЫРЯНСКОЙ ИЗБЕ
Село Нори предоставляет уникальный шанс познакомиться с потомками тех самых первопроходцев коми-зырян, которые проникли в наш край из соседней Архангельской губернии ещё в конце ХIХ века. С радостью принимаем приглашение посетить музей «Коми-зырянская изба». Свою загадку хранит и этот финно-угорский народ, сохраняющий исконно русские наряды и традиции домостроения и в то же время ещё занимающийся крупностадным оленеводством. Вобрав в себя все соседние культуры, народ сохраняет свой собственный язык и традиции, в чём мы убедились во время проведённой Клавдией Платоновой экскурсии и концерта коми-зырянского клуба «Норичанка». «Проникновение» в иную среду благодаря собранным в музее старинным предметам удалось. Юные исследователи края сидели тихо, кажется, совсем позабыв про современные Нори с его рыбалкой и купанием в местном озере. На ночь Клавдия Петровна читает свою сказку и стихи. Ребята раскрывают ещё одну загадку: загадку нашей хозяйки.
БЕЗ СВЕТА И ИНТЕРНЕТА
26 июня. Пора освоить топографию местности к востоку от села. Учимся читать карту с её горизонталями, высотами и прочими мудрёными знаками. Отправившись покорять высоту ближайшей сопки, упираемся в здешнее кладбище. Кто-то из ребят заметил:
«Их положили ближе к небу». На обратном пути проходим через устроенную местной молодёжью футбольную площадку. Ворота — из рыболовных сетей. Всё, как положено, и мячик лежит. Разминаемся и идём купаться на уже освоенном месте возле «пашни».
Вечером закрепляем тему коми-зырянской культуры. Художник-дизайнер музея и участник экспедиции Людмила Платонова проводит мастер-класс по изготовлению куклы Акань. На удивление хорошо получается даже у мальчишек. Подводим итоги экспедиции: девчата умудрились насчитать 18 загадок села Нори. А скептики говорили, что здесь нечего смотреть! Последнюю загадку испытали, когда во время грозы остались на несколько часов без света. Отметили и непривычное отсутствие интернета. В завершение экспедиции нас ждали баня и шашлыки.
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
27 июня. Вылетаем одним рейсом на вертолёте домой. Думаю, что осознание важности экспедиции и совершённых открытий пришло к участникам проекта уже в Надыме. Порадовало, что ребята создали в интернете своё сообщество. Надеюсь, что их будет объединять пройденный в Нори путь, — путь исследований северной земли, ставшей родной.
Идея создания историко-этнографического комплекса под открытым небом давно витает в Надыме. Совершив свою экспедицию, мы опробовали вариант его размещения в Нори и нашли там немало сторонников. Благодаря общественной инициативе здесь уже создан музей. Люди горят желанием построить настоящую коми-зырянскую избу. Недалеко от посёлка выпасает своё стадо ненецкая община «Недарма», где трудятся самоотверженные творческие люди. Стоят чумы и в самом селе. Ответственно могу заявить, что Нори — один из самых удобных в Надымском районе пунктов для создания музея под открытым небом. Для детей это удобный плацдарм для открытий. Жаль, что новая дорога испортила первозданный облик села, но свой шанс стать первым организованным туристическим пунктом в районе Нори ещё сохраняет.
Экспедиция благодарит коми-зырянский клуб «Норичанка» за тёплый приём, организацию быта и путешествий.



Фото Ивана Желтовского из архива МВК им. И. С. Шемановского и фото автора.