За вас, за нас, за газ!

От редакции

1 марта 2025 года газета «Рабочий Надыма» отметила свой 50-летний юбилей. Полвека — солидный возраст: нам есть что рассказать, чем поделиться. Садитесь поудобнее — вспомним былое вместе. В 1975 году вышел первый номер издания, который стал отправной точкой увлекательного путешествия читателей и сотрудников редакции по необъятному миру информации. Издание было зарегистрировано как печатный орган Надымского горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся. С тех пор на свет появились более шести с половиной тысяч выпусков районной многотиражки.

За прошедшее время менялся формат газеты, периодичность, тираж, сотрудники редакции, но все эти годы неизменным оставалось одно — верность принципам и канонам журналистики, среди которых актуальность, достоверность, объективность и правдивость. За плечами коллектива в разные годы — победы в конкурсах различных уровней. Ежегодно на протяжении семи последних лет наше издание входит в «Золотой фонд прессы».

В юбилейный год мы предлагаем читателям познакомиться с архивными статьями старейшего издания Надымского района, окунуться в атмосферу прошлых лет, узнать, чем жил город и его жители, какие события волновали общественность и являлись центральными на страницах газет, как работали наши журналисты. Итак, включаем машину времени.

Это интервью с Ремом Вяхиревым было опубликовано в «Рабочем Надыма» 25 сентября 1995 года. Прошло почти 30 лет

Фёдор СИЗЫЙ

Рем Вяхирев — яркая и в то же время достаточно закрытая фигура в российском бизнесе и политике. Руководитель крупнейшего в стране, да и, пожалуй, в Европе, производственного комплекса с годовым оборотом в миллиарды долларов, высокий профессионал, пользующийся безусловным авторитетом как в среде «газовых генералов», так и среди рядовых на буровых и газопроводах. Он демонстративно сторонится политики, часто повторяя простую фразу: «Пусть они играют в свои игры, а наше дело — обогреть страну». Однако очевидно, что оставаться чис­тым газовиком Рему Ивановичу никто не позволит: слишком масштабен и влиятелен Газпром. Вот почему наш разговор в уютном кабинете Рема Вяхирева начался с политики, а точнее с последней волны бурной критики Газпрома в ряде российских и зарубежных изданий. По сути, РАО Газпром рисуется как финансово-промышленный монстр, пережиток эпохи советской экономики, своей структурной монолитностью мешающий российской экономике шагнуть к свободному рынку.

— Не знаю, волны я не считаю, но могу сказать: накат на Газпром продолжается с 1991 года. Собственно, с момента распада Союза. Парадоксально, но в беспощадной борьбе против нас плечом к плечу оказались силы с абсолютно противоположными позициями. В прессе это показательно: «Известия» и «Завтра» в отношении Газпрома проявили удивительное единомыслие. Почему? Если не вдаваться в подробности: слишком много интересов финансово-экономических и политических смыкается на Газпроме. Наша отрасль — лакомый кусочек для западного и отечественного капитала, а мы кость в горле конкурентов. Этим я могу объяснить тот факт, что с одной стороны нас «бомбит» немецкая и американская пресса, а с другой — российские газеты. И когда российские издания устами нашего конкурента из Германии грозят нам проблемами в будущем и при этом оставляют без внимания такие насущные вещи, как тепло в собственном доме, сохранение и укрепление отрасли.

Знаете, когда начал рушиться Советский Союз? Когда иссяк нефтяной Самотлop. Боюсь быть пророком, но, если добьют Газпром, страна лишится основной своей энергетичес­кой базы. Тогда Россию ждут немалые потрясения.

И всё же, Рем Иванович, давайте прислушаемся к оппонентам. Ведь они есть и в правительстве. Например, Анатолий Чубайс призывает провести приватизацию газовой промышленности по известной модели. Министры Ясин и Пансков настаивают лишить Газпром льгот и привилегий.

— Во-первых, хочу напомнить, что контрольный пакет РАО принадлежит государству. Значит, распоряжаться, как в собственной лавочке, общенациональным достоянием мы не можем. Второе, совладельцами всех наших богатств мог бы стать любой гражданин России. Уже сейчас в РАО более миллиона акционеров. Ни один человек персонально не в праве распоряжаться финансами, ресурсами. Всё строго подотчётно и подконтрольно.

В отличие от других сырьедобывающих отраслей, мы нашу не стали дробить на тысячу хуторов. Таким образом сохранили управляемость, без которой немыслима газовая промышленность. Многие потрясения, вызванные бездумной приватизацией, нас обошли только благодаря тому, что мы не стали по идеологическим соображениям приспосабливаться к прожектам экономис­тов-теоретиков. Мы постарались прагматично соединить всё лучшее, что уже наработано за десятилетия, с элементами рыночной экономики. Некоторые сегодняшнюю нашу устойчивость объясняют протекцией Виктора Степановича Черномырдина. А, по-моему, стоит поизучать опыт РАО Газпром, тогда многое прояс­нится. Что же касается премьера, то он получше других знает, что такое энергетическая безопасность страны.

Ваша уверенность в правоте расходится с сообщениями о правительственной комиссии, работа­ющей в стенах РАО. Говорят, санкцию на её работу дал сам Черномырдин и что Вяхирев вот-вот будет освобождён от своего поста.

— Я за свое кресло не очень держусь. Тут важнее принципы. Что же касается каких-то проверок, то ещё раз официально заявляю: никакой правительственной комиссии в Газпроме не работало и не работает. Мы не дети, чтобы играть в прятки, а Газпром — не лавочка, в которой можно за прилавком припрятать товар. Проблема в неплатежах — это же очевидно для всех. Поэтому попытки решить финансовые проблемы, раскулачив «богатеньких» газовиков, не очень перспективны. Если в прошлом году платежи за газ поступали на 50 процентов, то за восемь месяцев нынешнего в России мы сумели собрать только треть долгов. Когда нам хоть в какой-то мере развязали руки по сбору платежей в странах СНГ, мы и вернули плату процентов на 80. И Украина начина­ет регулярно рассчитываться, и Белоруссия.

А в России… Деньги за газ не платят целые области. Так откуда у Газпрома свободные средства? Вот и ведём уже месяц переговоры с Минфином и Министерством экономики. Я понимаю желание закрыть финансовую брешь, но ведь у нас нет в офисе печатного станка.

Кстати, об офисе. Воображение всех, даже повидавших виды иностранных бизнесменов, потрясает размах, с которым в рекордные сроки, за два года, возведён комплекс зданий штаб-квартиры Газпрома. Подобного нет ни в Моск­ве, ни в России, да и на Западе надо долго искать аналогии. Нравст­венно ли вкладывать средства
в такие роскошные офисы в нищей ст
ране?

— Безнравственно сегодня вкладывать средства в строительство особняков на Кипре, скрывать валютные средства в западных банках. Газпром входит в число крупнейших компаний мира. И это пора понять тем, кто любит топить печку. Конечно, можно было возвести очередную времянку, тем более и отвели нам под стро­ительство бывшую городскую свалку. Представляете, что такое центральное производственное диспетчерское управление по газовой системе России? Центр управления полётами в Звёздном в сравнении — мини­атюра. И мы хотим работать в достойных наших масштабов условиях. Если откровенно, строительство такого комплекса я оцениваю как героичес­кий поступок Газпрома. В межправи­тельственном соглашении (ещё в бытность СССР) с Турцией оговаривалось, что поставки газа будут осуществляться по товарообмену. Можно было, конечно, купить колготки за газ. А можно построить офис за 3–5 лет. Признаюсь, поначалу мы и брали кожаными куртками. Вся газовая отрасль, как чекисты, ходила в них на работу. Потом поумнели. Теперь на турецкие деньги только строим. Кстати, я не знаю, как распорядилось государство своей долей от выручки. Пусть похвалится. А мы предъявим вот это, построенное на многие десятилетия.

Рем Иванович, но всё-таки опасно выделяться, когда кругом нищие отрасли.

— Госкомстат продолжает лукавить, засвечивая зарплату северян и не сравнивая её со среднеотраслевой. У нас ведь в средней полосе России зарплата 300–400 тысяч. У северян она должна быть значительно выше. Кстати, я сам выяснил на Аляс­ке, что буровой мастер здесь получал больше президента США.

Теперь о нашем стабилизационном фонде. По закону об акционерных обществах мы имеем право создавать любые фонды. Другая пос-
тановка, и это признали и в Мин­экономики, и Минфине, что указом президента мы получили льготы по формированию стабилизационного
фонда. Сегодня есть два варианта: или оставить всё как есть, или государство облагает налогом средства, которые входят в стабилизационный фонд. Но тогда государство рассчитывается за газ Ямбурга не по нулевой цене, а по реальной. Платит за строительство газовых отводов, за конверсию в ВПК, которую мы сегодня осуществляем, берёт на себя дотации населению по оплате газа. В итоге мы окажемся в выигрыше как минимум в полтора раза. Пусть правительство решает. Кстати, Туркмения без хлеба сидит, а газ бесплатно населению отпускает.

Какой же путь изберёт Россия?

— В Минэкономики просчитывают такой вариант — заморозить цены на газ.

А вы как считаете?

— Самая серьёзная ошибка была совершена, когда со 2 января 1992 года вместе с либерализацией цен не отпустили их на топливо. К концу 1992 года вышли на мировые цены по всем потребляемым ресурсам. Металл, химия, удобрения — всё, как у взрослых, а газ продаём всё ещё по детской цене.

У нас 100 тысяч работающих на севере плюс их семьи. Многих из них нужно срочно вывозить на «большую землю». Неужели мы хотим спровоцировать шахтёрскую ситуацию. Допустим, откажемся от затрат по содержанию Нового Уренгоя, Надыма. Передадим госбюджету их содержание. Да ведь завтра эти города вымрут, а вместе с ними рухнет газовая отрасль.

Сейчас в полную мощь разворачиваются предвыборные бата­лии. Вас однозначно связывают с блоком Черномырдина, даже шутку пустили: «Наш дом Газпром». Как это сказывается на деловой репутации РАО? В случае поражения блока Газпром не пострадает?

— Если бы не было тревоги, честно говоря, мы бы молчком делали своё дело, и ладно. У нас ведь в уставе РАО чётко написано: пункт первый — обеспечение населения и народного хозяйства газом. И мы хотим уверенно смотреть в будущее. Я много мотаюсь по стране и вижу, как ведут себя различные партии. Чего завтра ждать, когда сегодня используют откровенную ложь, фальсификацию? Поддержка блока Черномырдина обусловлена простой целью: мы хотим иметь стабильный парламент. Искать счастья в чужих краях я не собираюсь. И, честно говоря, не хочется отдать кому-то для разбазаривания тот же Газпром. Это будет государственным преступлением.

А люди у нас геройские, что бы тут наверху ни происходило, они делают своё дело. И хорошо делают. Могу сказать, что страна не замёрзнет, будет согрета. Хотел бы каждому газовику на самых дальних буровых пожать руку и сказать спасибо не только от себя, от государства тоже. Как вы думаете, имею право? Какой тост у меня любимый? «За вас, за нас, за газ!»

Выдержки из биографии

Рем Иванович Вяхирев — человек, который стоял у истоков создания компании «Газпром» и возглавлял её с 1992 по 2001 год.
В 1956 году окончил Куйбышевский индустриальный институт по специальности «эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». После окончания института работал в объединении «Куйбышевнефть» Миннефтепрома СССР, где прошёл путь от помощника мастера по добыче нефти до начальника участка.
С 1963 по 1965 годы Рем Вяхирев работал директором строящихся установок на Кулешовском месторождении.
С 1965 по 1970 годы — директор нефтестабилизационного завода и заместитель начальника НГДУ «Богатовскнефть».
С 1970 по 1976 годы — начальник Дедуровского газопромыслового управления и директор объединения «Оренбургнефть» Мингазпрома СССР.
В 1976–1978 годах Рем Вяхирев работал главным инженером и заместителем начальника ВПО ПО «Оренбурггаздобыча», а позже занял пост начальника ВПО «Оренбурггаздобыча».
С 1978 по 1982 работал главным инженером ВПО «Оренбурггазпром».
В 1983 году был назначен заместителем Министра газовой промышленности СССР и начальником объединения «Тюменьгазпром».
С 1986 по 1989 годы Рем Вяхирев исполнял обязанности Первого заместителя Министра газовой промышленности СССР.
В 1989 году он был назначен заместителем Председателя Государственного газового концерна «Газпром».
В декабре 1992 года назначен исполняющим обязанности Председателя Правления концерна «Газпром», а с марта 1993 по 30 мая 2001 года работал Председателем Правления РАО «Газпром».
С июня 2001 по июнь 2002 года Рем Вяхирев был Председателем Совета директоров ОАО «Газпром».

Фото с сайтов: ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром добыча Оренбург».

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх