Как это получается: их стерилизуют, а популяция растёт

Зоозащитники предлагают пристраивать хвостатых на предприятия

Тема безнадзорных собак в городе становится всё актуальнее. То и дело в социальных сетях появляются тревожные посты о том, что собаки, не имеющие владельцев (а иногда и имеющие), приносят проблемы жителям Надыма. «РН» обратился за комментариями к людям, которые хорошо разбираются в вопросах содержания животных.

101 НЕ ДАЛМАТИНЕЦ

Руководитель муниципального казённого учреждения «Надымское» Александр Чугунов рассказал, как живут четвероногие, попавшие под муниципальную опеку:

— Сейчас наш приют заполнен до отказа, — отмечает Александр Константинович. — С кормами порядок, всего хватает, собаки содержатся хорошо. Если конкретнее, то у нас в учреждении сейчас шестьдесят три вольера и в каждом кто-то обитает. В некоторых клетках находятся по несколько щенков из одного помёта, которых скоро мы будем рассаживать, а всего в приюте обитает 101 собака.

Сюда хвостатые попадают двумя способами. Либо их отлавливают сотрудники организации «САТЭК», либо от этих животных отказываются владельцы.

— Вначале новые питомцы помещаются в один из шести карантинных вольеров, где в течение десяти дней за ними наблюдает ветеринарный врач, — объясняет Александр Чугунов. — Если у собаки обнаруживаются какие-либо болезни, то её переводят в изолятор. Но если убеждаемся, что животное здорово, то проводим его вакцинацию, стерилизацию и оно отправляется на реабилитацию в бокс. Далее в течение десяти-четырнадцати дней четвероногие находятся под наблюдением. Но когда швы от стерилизации хорошо заживают, им в ухо прикрепляется бирка, и после этого животное возвращают в место прежнего обитания. Получается, в среднем животное находится у нас порядка тридцати дней. Но выпускаем мы не всех. Животные, которые проявляют агрес­сию, остаются в приюте.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОНИ НАПАДАЮТ

По поводу хвостатых с бирками и без бирок, а также законодательных норм, которые защищают животных, мы обратились к заместителю начальника управления по работе с коренным населением и развитию АПК Андрею Жаркову.

— В соответствии с федеральным законом о содержании животных без владельцев, собака, которая прошла стерилизацию и чипирование в приюте, отлову не подлежит, — раскрывает юридические тонкости Андрей Алексеевич. — Это можно делать только в тех случаях, когда она проявляет немотивированную агрессию.

Как же поступать, если агрессивное животное нападает на ребёнка, на взрослого или на чью-то чужую собаку? Куда обращаться?

— Собаку, представляющую опасность для людей, отлавливают и помещают в приют, — говорит Андрей Жарков. — У нас есть специальная служба, ответственная за это: ООО «САТЭК», оно выиграло тендер на данный муниципальный заказ. Согласно закону заявки на отлов необходимо отправлять заказчику, поэтому в случае обнаружения собак с немотивированной агрессией звоните в МКУ «Надымское» по телефону 530-700 либо в ЕДДС по номеру 112.

НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ

А что думают о ситуации зоозащитники? Бывали же случаи, когда биркованные собаки нападали на людей и те упрекали в этом, например, волонтёров из «Лучика», мол, вот видите, вы говорили, что ваши питомцы добрые, ласковые, а они кусаются.

— Если говорить откровенно, то считаю, что из-за нового закона о животных мы попали в полнейший тупик, — рассуждает зоозащитник Мария Коробова. — Если взять те требования, которые сейчас предъявляют к деятельности приютов, то они имеют очень мало общего с нашей северной реальностью.

Например, нам до сих пор не очень понятно, что делать со щенками, которые рождены уже в приюте, и зачем вообще это допускать? Вот представьте, что от вашего подъезда забирают суку, а в приюте выясняется, что она уже покры­тая. Но наши псевдогуманисты кричат, что абортировать собак нельзя, и поэтому она родит в вольере щенков числом от шести до пятнад­цати. Ведь если не дать ей этого сделать, последует эмоциональная реакция так называемых «гуманистов», которые как обычно пытаются быть добрыми за чей-то счёт. А между тем операция по абортированию не противоречит законам и не является негуманной процедурой. Ну родит она этих щенков и куда их девать? Ладно, взрослую собаку в приюте привьют, стерилизуют, чипируют и отвезут туда, где взяли. А щенки, рождённые в приюте? Их, конечно, там выкормят, также обработают и куда потом отвезут? К вашему же подъезду вместе с их мамой, и вы вместо одной собаки получите, например, семь? И теперь представьте, что будет с этими молодыми животными, которые родились и жили под опекой человека и потом идут на улицу в наши северные условия. Это гуманно? Получается, что за счёт таких ситуаций популяция бездомных животных не снижается, а ещё и прирастает новыми особями.

С Марией трудно не согласиться. Закон, с одной стороны, защищает животных, а с другой, не учитывает специфику северных регионов, где количество собак без владельцев растёт в геометрической прогрессии, что уже начало создавать проблемы для жителей городов и посёлков.

— Считаю, что прежде, чем выпускать собак из приюта, нужно их протестировать на агрессию, — говорит зоозащитник. — Но, к сожалению, у нас нет таких специалистов. Также есть другое предложение. В городе и за городом много разных предприятий, куда можно пристроить собак. Нужно проработать схему, чтобы закрепить за ними по одной-две стерилизованные собаки, а мы найдём волонтёров, которые построят там будки для животных. Лишь бы собаки жили при какой-то определённой территории, охраняли бы её и получали за это еду, а не бегали по всему городу. Как бы я ни любила животных, но понимаю, что их становится слишком много и люди начинают испытывать от этого серьёзный дискомфорт. Такого быть не должно. Я восемь лет занимаюсь «Лучиком» и поняла: отнюдь не все собаки дружелюбны.

Животное может вас любить, облизывать руки и так далее, но как оно себя поведёт по отношению к другим людям в других ситуациях, предсказать трудно. Однажды был случай, когда нам позвонил мужчина и пожаловался, что на него бросилась наша собака из «Лучика», порвала штанину и куснула за ногу. К счастью, укус был не до крови, а просто образовалась гематома. После случившегося мы эту собаку забрали обратно в приют. Сейчас у нас в «Лучике», который является приютом для кошек, живут пять собак, четверых из которых мы не выпускаем по поведенческим причинам, а пятая — инвалид и просто не выживет на улице. Поэтому считаю, что просто так стихийно выпускать собак на улицу, пусть даже вакцинированных, стерилизованных и чипированных, нельзя. Необходимо находить им постоянное место для жизни и присмотра. Только в этом случае они и сами будут в безопасности, и не будут доставлять людям дискомфорт.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх