Жил-был художник один…

Надым прощается с талантливым земляком Анатолием Андреевичем Витковским

Большинство из нас помнят Анатолия Андреевича Витковского именно таким: мудрым, добрым и немного озорным. Фото из архива газеты «Рабочий Надыма»

Первые улицы Надыма и разгрузка первой баржи на песчаных причалах. Пассажиры первого рейсового самолёта, прилетевшие в наш город, а ещё первый детский садик и первый (не только в нашем районе, но в Тюменской области!) широкоформатный кинотеатр «Победа»…

Сюжеты этих и тысяч других снимков принадлежат, наверное, самому преданному фотолетописцу Надыма — Анатолию Андреевичу Витковскому. И трудно найти в нашем городе человека, который не был бы знаком с ним или его творчеством.

Сегодня мы пишем о нём в связи с печальным поводом: 22 ноября мастер ушёл из жизни. Давайте вместе пройдёмся по воспоминаниям, которые оставил о себе этот удивительный человек.

ТАЛАНТ ВИДЕТЬ КРАСОТУ

В 1968 году судьба забросила Анатолия Витковского на Север. В Надым он приехал в 70-м. И многое из того, что сегодняшние надымчане воспринимают как привычные элементы городского пейзажа, построено с его участием. Впрочем, он никогда не был только строителем.

Без малого четыре десятка лет он делал снимки для районной газеты «Рабочий Надыма». В самых первых из них город навсегда остался молодым: в весёлом оживлении стройотрядов, в оптимистичных новостройках первых многоэтажек, в милой деловитости играющих ребятишек. В сравнительно недавних Надым выглядит «повзрослевшим» и ухоженным: с новыми дорогами и памятниками, скверами и детскими городками.

Так получилось: много лет назад журналистская работа привела меня на выставку работ Анатолия Витковского. Он представил на ней те из своих фотографий, что максимально полно отражали его собственное отношение к жизни — «Как прекрасен этот мир, посмотри…». Искренне и воодушевлённо он приглашал каждого из посетителей на фото-прогулку по улочкам юного Надыма и в осенний парк, на промыслы месторождений и газовую трассу. Открыто и с юмором рассказывал о себе.

Например, о том, что, отправляясь «на охоту» за кадром, «седлает» велосипед и, выехав за озеро или в лес, может часами искать особенную точку съёмки, наблюдать и ловить быстротечную смену света, движения облаков или воды. Кто из журналистов упустил бы момент побеседовать с таким человеком? И мастер, спасибо ему, на интервью согласился и даже пригласил к себе на чай.

ВСЁ НАЧАЛОСЬ С «ФОТОКОРА»

— Первый фотоаппарат, с которым я познакомился, был «Фотокор». Его привез в подарок моему другу отец, вернувшийся с войны, — вспоминал он, — так что свои пробы «фотопера» я сделал именно этой камерой. Потом были «Смена», «Зоркий», «Ленинград», «Фэд». Позже — «Пентакон» и «Практика».

Тогда во время беседы Анатолий Андреевич извлёк из архивной папки одну из первых городских панорам, составные снимки которой он снял в обеденный перерыв… со стрелы башенного крана. Как же можно было, закрепившись на стреле, сделать серию абсолютно точно стыкующихся друг с другом кадров? Там же ветер, качка?

— Ерунда это всё, — махнул рукой Анатолий Андреевич. — Просто надо не обращать внимания — вот и всё…

Городской пейзаж, портретная и жанровая фотография, репортажные снимки, кажется, все его работы были выполнены безупречно. Но особой любовью, конечно, были лесные этюды. Он умел находить в лесу коряги — уникальные в своей похожести на животных, подмечал причудливые гряды облаков, умел запечатлеть яркую и бесконечно влекущую красоту осеннего леса.

Наверное, в какой-нибудь из таких лесных прогулок и родилась у него мысль придумать «добрую машину»: экологический вездеход на шинах сверхнизкого давления, который, не причиняя никакого вреда хрупкой северной природе, смог бы проехать по тундре и по грунтовому бездорожью, по снегу и по воде.

Самую положительную оценку дала изобретению Российская академия наук. Но плод технической мысли появился в неудачное время — по стране разрушительными шагами двигалась перестройка. Нужный внедорожник так и остался в конструкторских чертежах.

«ПИШУ, НО СОЧИНЯТЬ НЕ МАЮСЬ…»

Но рассказ об этом удивительном человеке был бы неполным без воспоминаний о его стихотворном опыте. Правда, свою причастность к поэзии он отрицал с неизменным юмором:

— Я — стихи? Да какой же я поэт? Я — литературный хулиган! — пряча улыбку в седую бороду, говаривал Анатолий Андреевич, но тут же мог продолжить:

«Поток событий, временами бурный,

Забросил в уголок литературный.

Пишу, но сочинять не маюсь:

Что достаёт, на то и огрызаюсь.

Чей-либо статус — не препона.

Словами — от латыни до жаргона

Обрисовать дела окольны,

Судить о коих все мы вольны

…С отдельно взятой колокольни».

Автор сам обозначил собственный жанр, как «реплики по поводу». А поводов «литературному хулигану» жизнь давала немало…

На полках уютной однокомнатной квартиры Анатолия Андреевича тогда было много книг: Саша Чёрный, Лермонтов, Эзоп, Пушкин, Булгаков — только любимые авторы. Произведения их были не просто прочитаны: многое из них собеседник легко декламировал на­изусть. И несколько лет назад, переезжая в югорские Покачи, он, конечно, захватил домашнюю биб­лиотеку с собой. Уже тогда друзья и знакомые понимали: мастер уезжает навсегда…

Но для нашего города он навечно остался родным человеком. Многие в эти дни вспоминают его, лично и в социальных сетях выражают искреннее сочувствие семье и родным. Коллектив газеты «Рабочий Надыма» присоединяется ко всем тёплым словам об этом удивительном человеке. Спасибо, мастер, что вы были в нашей жизни и в жизни города!

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

1 комментарий к “Жил-был художник один…”

  1. Виктор

    Моя фамилия, Тихонюк Виктор Григорьевич, я приехал в Пос. Нови Надым, 26июля 1971 года, по вызову в ДСУ-26. Начал работать слесарем, затем, главным механиком управления, потом комсомольско-молодёжного треста “Севергазстрой”. С Анатолием Витковским познакомился сразу и дружили всю жизнь. Затем я работал секретарём парткома, замуправляющего трестом Севергазстрой. С Толей много контачили по работе. В 1982 году меня перевели работать зам. Начальника Главуренгрйгазстроя, но с Анатолием, мы постоянно поддерживали отношения. Он был Человечище. Светлая память. Кстати, первым главным редактором газеты “Рабочий Надыма” был я, так как газета была при парткоме треста СГС. Спастбо.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх