Справедливость по закону

Так можно озвучить профессиональное кредо сотрудников следственного отдела по городу Надыму управления Следственного комитета РФ по ЯНАО. Во всяком случае, это главная мысль собеседников «РН» перед праздником, да и в будни.

О том, что наступила пятница перед профессиональным праздником, видно только по парадной форме хозяев, других приготовлений вроде тех, что показывают в детективных сериалах — замаринованные шашлыки и прочее, нет. Такова специфика работы, отмечает временно исполняющий обязанности начальника отдела Дмитрий Баширов: в будни, иногда и до позднего вечера приходится работать, выезжать на место происшествия. Для преступности нет предпочтительного времени суток.

Возвращаясь к упомянутой теме — в сериалах преступления расследуют и полицейские, и прокуратура, и Следственный комитет (СК). Так что у зрителя создаётся размытое впечатление о работе правоохранителей: кто есть кто, и за что отвечает?

— До 2007 года наша служба была в системе прокуратуры, — комментирует Дмитрий Вадимович. — Затем полномочия по процессуальному руководству следствием из компетенции прокурора исключили, следственный аппарат органов прокуратуры получил относительную самостоятельность. Чтобы провести окончательное разделение следственных и надзорных функций, в 2011 году был создан Следственный комитет РФ, как отдельный и независимый орган в системе охраны правопорядка страны. В его обязанности входят расследования основной части тяжких и особо тяжких преступлений: убийств, изнасилований, коррупционных и налоговых, а также преступлений против прав и свобод граждан, против общественной безопасности. В штате отдела руководитель, его заместитель, три следователя и следователь-криминалист.

— В детективах, когда появляются сотрудники комитета, создаётся атмосфера вроде как «приехал ревизор». Ваши полномочия выше, чем у других блюстителей закона?

— С точки зрения Уголовно-процессуального кодекса РФ у нас те же функции, что у остальных, надзор тоже не входит в наши обязанности или полномочия. Другая категория подследственности скорее. Следственный отдел есть и в МВД, они работают по менее тяжким преступлениям.

Подследственность в уголовном судопроизводстве РФ — это совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного следствия или дознания.

— Вшестером успеваете?

— Страшный дефицит времени, я уже упоминал. Специфика такая, что всё фиксируется на бумаге. Даже если в деле фигурируют видео­материалы, прикладывается описание того, что содержится на электронном носителе. У нас сильный коллектив, сотрудники опытные, успеваем. Правда, резерва по времени нет. В Надымском районе специфические категории правонарушений: невыплаты зарплаты, нарушения налогового, трудового законодательства.

— Если старшеклассник мечтает работать в СК, каков порядок его действий?

— Во-первых, желание должно быть настоящим, не в духе «пусть меня научат». Советую поступить в ведомственный вуз СК в Москве, есть филиал в Санкт-Петербурге. Либо гражданский вуз по специальности «Юриспруденция». Потом надо показать себя, зарекомендовать. Принята такая форма сотрудничества: институт общественных помощников (институт — не в смысле «учебное заведение», — прим. авт.). Ребята наб­людают за работой следствия, сами каким-либо допустимым образом участвуют, учатся на практике. Правда, сам я сразу попал, видимо, красный диплом плюс везение.

Предположение, что кто-то из ро­дителей работал в службе охраны правопорядка Дмитрий Вадимович подтвердил, но оговорился, что о протекции речи нет, отец служил в полиции и давно на пенсии. Согласился с тем, что понимание будущей деятельности и её нужности всё же получил от отца, как и совет идти в следственный комитет.

Начинал службу на Алтае, откуда родом. Условия для вертикального роста там лучше, признался собеседник, но на Ямале быстрей нарабатывается профессионализм. Происходит положительный отбор кадров, ведь сюда с «земли» приезжают опытные, матёрые следователи.

— Как проходит рабочий день у вас и коллег, в кабинете или в движении?

— В чередовании того и другого. Случаются выезды, командировки. На все случаи с летальным исходом, даже если суицид. Тогда работаем, пока не выяснится отсутствие криминальной составляющей.

Историей запомнившегося расследования поделился с читателем следователь по особо важным делам Алексей Воеводин. В поле на окраине села С. нашли скелетированные ос­танки двух человек с пулевыми отверстиями в черепе. Установили, что с момента гибели прошло больше года. Проверили пропавших за последнее время. Провели генетическую экспертизу по останкам, сравнили с генотипами пропавших. Выяснилось, погибшие — жители сосед­ней деревни Т., которые больше года назад не вернулись домой. Нашли к кому они ездили: в гости в село С. Застолье, ссора, драка. Хозяин выстрелил из пневматической винтовки в голову мужчине, хозяйка — женщине. Трупы закопали в поле, где их и зацепил через год трактор. Не­опровержимым доказательством стали пули, идентичные найденным на месте происшествия. В доме под половицей следы крови, ДНК совпала с кровью убитых. Так через полтора года преступники понесли заслуженное наказание.

Несколько слов о сотрудниках отдела, которых удалось застать в Надыме (остальные в отпусках), а также их отношении к работе. Алексей Воеводин окончил Московский институт МВД. В СК РФ работает с момента создания, куда перешёл из аналогичной структуры при прокуратуре. В 2014 году переведён в управление комитета по ЯНАО. Основным качеством профессионала считает коммуникабельность, умение разговорить преступника и потерпевшего. Не принимает чёрствости и безразличия, всегда помнит, что в руках следователя судьба человека.

— Не раз случалось слышать слова благодарности от людей, права которых после проделанной работы были восстановлены, а виновные наказаны. Обязательным для себя правилом считаю не вступать ни в какие сделки, и, прежде всего, — со своей совестью, — говорит Алексей Воеводин.

Следователь Александр Ткачук в 2011-м закончил Санкт-Пе­тербургский университет МВД РФ, квалификация «юрист», направление «Юриспруденция». На Ямале с 2016 года. Александр Николаевич отмечает:

— Работа ответственная, сложная, требует интеллектуальных усилий, без стандартных решений и шаб­лонов. Преступность прогрессирует, надо быть на шаг впереди, иначе проиграем. Самое важное — восстановление прав потерпевших и привлечение к суду преступника. Соблюдение этого правила — как показатель хорошей работы следователя, так и его моральное удовлетворение от труда, признак высокого профессионализма.

Мнение Дмитрия Баширова прозвучало в беседе выше. Со сказанным коллегами оно не расходится, добавить нечего. Разве только с небольшим запозданием поздра­вить работников органов следствия с профессиональным праздником, что и делаем от души.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх