«Днесь вод освящается естество…»

Ранним утром 19 января по григорианскому календарю иереем Михаилом Флягиным в сослужении диакона Петра Акинфина в Свято-Никольском храме была совершена Божественная литургия. Именно с неё начинается празднование Богоявления Господня. За богослужением звучали песнопения и тексты из Священного Писания, передающие суть торжества. Бог явил себя миру: Бог Отец говорит с Небес о Сыне, Сын исходит из вод Иордана, а Дух Святой сходит на Сына в виде голубя.

Праздничная литургия в Свято-Никольском храме собрала немало верующих надымчан. Фото автора

— Ничего случайно не происходило. Мы видим, что некоторые евангельские тексты для человека, который только воцерковляется или вовсе не знаком с христианством, труднопонимаемы и требуют некоторых разъяснений. Мы находим эти пояснения в толкованиях святых отцов на Священное Писание, — объясняет значение события крещения Иисуса Христа иерей Михаил. — Святые отцы на протяжении многих веков высказывают богодухновенные мысли о том, что значат те или иные события. В воды Иордана входили люди исповедуя свои грехи. Понятно, что Христос как Богочеловек, не имеющий греха, не нуждался в этом крещении. Но именно такой образ явления себя миру и выход на проповедь он для себя избрал, символически взяв на себя грехи всего мира. Толкователи говорят и о том, что река Иордан была выбрана Господом по той причине, что на ней совершал своё служение и проповедь Иоанн Креститель, который был очень авторитетен у иудеев, а потому его указание на Спасителя, как на Мессию и Агнца Божьего, было значимо для них.

Дорога к иордани традиционно начинается с крестного хода по улицам города.
Фото Евгения Гончарова

После литургии священнослужители и прихожане прошли крестным ходом от храма в честь Святителя Николая Чудотворца до XI микрорайона неся иконы и хоругви. Впереди шествия двигалась машина с колоколами. До реки Надым православные христиане добирались на автобусах. Там прошло Великое освящение воды, после которого жители города смогли набрать святую воду, также именуемую агиасмой, что в переводе с греческого обозначает «святыня», в специально отведённые для неё ёмкости.

— Набираю воду ежегодно, 10 литров на всю семью: как раз хватает на год, а стоять она может намного дольше. Квартиру освящаем, — рассказал Артур Ларченко. — Детям даём пить и сами делаем по три глотка. Если у детишек какие-то недомогания, то моем ею ручки, ножки и лицо. Помогает, спасает.

Другие верующие, пришедшие набрать агиасму, разделяют воззрения Артура на то, как её следует правильно употреблять. В чине великого освящения воды говорится, что в праздник Богоявления «вод освящается естество», но иерей Михаил предупреждает православных христиан, что не следует относиться к Божьей благодати, как к механическому процессу:

— Если человек не может явиться к месту Великого освящения, то допускается набрать воды из другого источника, пропеть тропарь праздника Богоявления Господня и попросить у Господа благословения. Но стоит помнить, что «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3. 8) и мы не можем заставить Бога проявлять свою благодать там, где нам захочется. Он сам действует благодатью, сам знает, что кому подавать. Поэтому, да, освящается вода, но Господь в первую очередь сердцеведец и смотрит на сердце человека. Как всякая святыня, агиасма требует к себе должного благоговейного отношения. Мы её никогда не попираем, поэтому всегда принимаем только натощак для питья и используем для окропления жилища. Варить суп на этой воде будет неуместно. Святыня есть святыня: отдельное отношение, место в доме и посуда.

— Мы святую воду воспринимаем как милость Божию, данную нам в помощь. Но никогда человек не должен убегать от помощи медицинской, уповая только на Божественную волю, — добавляет он. — Врачебное искусство как таковое благословлено Богом, его можно назвать служением, ведь врачи служат другому человеку, вникают в недуг пациента, который стараются исправить. У нас есть примеры таких замечательных святых, как великомученик Пантелеимон Целитель, святитель Лука Крымский, святые бессребреники Косма и Дамиан: они совмещали церковное служение и врачевание. В спасении человека действует подход соработничества: Бог помогает и человек свои силы прилагает. Думаю, такой подход уместен и в деле врачевания различных недугов.

Православные христиане верят, что святая вода способна лечить не только душу, но и тело. Фото автора

Недалеко от места освящения воды была вырублена купель, окунуться в которую могли все желающие. Резкий перепад температур — всегда стресс для организма, поэтому на месте дежурили карета скорой помощи, сотрудники МЧС и Ямалспаса. Но, слава богу, праздник прошёл без происшествий. Также на берег Надыма прибыли представители ямало-ненецкого регионального отделения Всероссийского студенческого корпуса спасателей и центра добровольцев в чрезвычайных ситуациях. Они бесплатно разливали всем крепкий горячий чай в течение дня.

Погружение в «иордань» на праздник Богоявления — традиция народная, которая не имеет отношения к уставу церкви и никак им не регламентируется. Но на сегодняшний день она уже стала околоцерковной: прорубь традиционно размещается рядом с местом Великого освящения воды, некоторые священнослужители сами окунаются в неё. Говорить о сакральном значении погружения, как о процессе очищения помыслов, неуместно. «Перемена ума», как процесс покаяния, происходит в результате кропотливого внутреннего труда, молитвы, участия в церковных таинствах. 

Пономарь Свято-Никольского храма Ярослав Четвертков уже второй год подряд окунается в купель. Фото Евгения Гончарова

Пономарь Свято-Никольского храма Ярослав Четвертков растёт в воцерковлённой семье: его мама является преподавателем в воскресной школе. Видя, что молодой человек серьёзно относится к христианской вере, иерей Михаил благословил его нести определённые послушания в храме, помогать при богослужениях. Ярослав уже второй год подряд несёт Евангелие во время крестного хода и второй же год окунается в купель:

— Чувствую себя нормально, вода всё равно всегда градусов шесть, а вот на улице прохладно, — поделился он своим самочувствием, обсыхая в хорошо обогреваемой палатке. — Здесь очень тепло, всё отлично обустроили, молодцы. Погружаться в «иордань» начал с прошлого года. Решился испробовать себя только после того, как батюшка позвал меня в алтарь. Дух, я уверен, станет крепче в любом случае, а тело, надеюсь, будет потихонечку закаляться.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх