На сегодняшний день наблюдается низкая учебная мотивация школьников, в том числе по предметам математического профиля. Среди причин можно выделить такие, как недооценка значимости математического образования; перегруженность программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием; отсутствие учебных программ, отвечающих индивидуальным потребностям школьников. Всё это приводит к разрыву между содержанием заданий итоговой аттестации и фактическим уровнем подготовки значительной части учащихся.
Одним из путей решения данной проблемы может стать использование системы развития интеллекта «Ментальная арифметика» для дошколят и учеников младших классов. Её применение в учебном процессе повлечёт развитие мелкой моторики, фотографической, слуховой памяти, концентрации внимания, скорости мышления, повышение в дальнейшем качества знаний не только по математике, но и по другим учебным предметам.
Показательны примеры международных исследований. Так, участниками эксперимента в Великобритании в 2007 году стали 3 185 детей в возрасте от 7 до 13 лет. В результате систематических занятий дети значительно улучшили показатели по математике и другим дисциплинам.
Изучение влияния ментальной арифметики на память детей, проведённое в Китае, зафиксировало значительное улучшение визуальной памяти участников.
В Индии в 2002–2004 годах провели оценку памяти учащихся после курсов ментальной арифметики. В данном эксперименте участвовали 50 детей в возрасте от 5 до 14 лет. Благодаря курсу ментальной арифметики у детей улучшилась зрительная и слуховая память, повысилась концентрация внимания.
К средствам, позволяющим повысить уровень развития общих и математических способностей, относятся новые формы и приёмы обучения: скоропись, брейн-фитнес, диктант на память, ментальный диктант.
Особенностью методики является то, что на каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента соробана. Соробан — это китайское изобретение, которое использовалось для сложения, вычитания, умножения и деления, вычисления дробей и квадратных корней. Счёт производится пальцами обеих рук. Ассиметричная постановка пальцев в этой методике приводит к тому, что каждый решённый пример является упражнением для развития межполушарных связей. После закрепления умения считать при помощи соробана дети переходят на воображаемый соробан и решают примеры мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счёт, который позволяет решать задачи на большой скорости.
Обязательным элементом урока являются диктанты. Это упражнения на развитие слуховой памяти, концентрации внимания и скорости мышления. В методику включены аудиодиктанты, которые дети регулярно выполняют дома. И среди них есть один уникальный диктант, который направлен на увеличение объёма памяти и способность удерживать в голове как можно дольше полученную информацию. В процессе решения примеров дети запоминают не одно число, а ряд чисел с их знаками.
Таким образом, в результате выполнения всех элементов каждый урок имеет свой цифровой эквивалент. Таковыми являются показатели успеваемости детей, по которым делаются выводы о том, на каком элементе урока у ребёнка возникают трудности и как их можно устранить, на чем сделать акцент при работе дома.
Важной частью методики является работа с родителями, так как ментальная арифметика является партнёрской программой, и если родители вовлечены в процесс обучения, результаты детей значительно выше.
Ментальная арифметика может стать эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей в рамках внеурочной деятельности.
Марина СТОЛЬНИКОВА,
учитель математики школы № 6.
Фото предоставлено автором