Использование воздушного пространства
Полёты беспилотных воздушных судов (далее — БВС, беспилотники) отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
Для выполнения полётов БВС федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждёнными постановлением правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 (далее — правила № 138), установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Данный порядок предусматривает направление в оперативные органы (центры) единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) плана полёта воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
Направление плана полёта воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждённым приказом Минтранса России от 24 января 2013 года № 13.
Использование воздушного пространства беспилотниками осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных воздушных судов.
Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждённой приказом Минтранса России от 27 июня 2011 года № 171.
Согласно пункту 40 правил № 138 при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.
В соответствии с п. 52, 52(1), 109 настоящих федеральных правил, внешний пилот беспилотного воздушного судна с максимальной взлётной массой до 30 кг обязан подать план полёта в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и получить разрешение на использование воздушного пространства в случае, если полёт запланирован при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
— отсутствие бесприборного визуального контакта;
— тёмное время суток;
— высота полёта 150 м и более от земной и водной поверхности;
— полёт в диспетчерской зоне аэродрома гражданской авиации, в районе аэродрома (вертодрома) государственной и экспериментальной авиации, в запретной зоне, зоне ограничения полётов, специальной зоне, в воздушном пространстве над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с федеральным законом «О государственной охране»;
— полёт на расстоянии менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
План полёта на беспилотник с максимальной взлётной массой свыше 30 кг подаётся внешним пилотом в обязательном порядке.
При необходимости использования воздушного пространства беспилотником массой 0,25 кг и более над населённым пунктом пользователю воздушного пространства, в соответствии с пунктом 49 правил № 138, необходимо получить разрешение органа местного самоуправления.
Физические и юридические лица, планирующие осуществлять запуски беспилотников, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
Граждане, допустившие нарушение правил использования воздушного пространства, подлежат административному наказанию в соответствии со статьёй 11.4 КоАП РФ.
Государственный учёт беспилотных воздушных судов
С 29 марта 2022 года вступили в силу изменения в постановление правительства РФ № 658 от 25 мая 2019 года «Об утверждении правил учёта беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезённых в Российскую Федерацию или произведённых в Российской Федерации».
В соответствии с постановлением правительства РФ № 415 от 19 марта 2022 года, государственному учёту подлежат БВС с максимальной взлётной массой от 0,15 кг (в тексте предыдущей редакции — от 0,25 кг).
Статьёй 11.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за управление БВС, не поставленным на государственный учёт и не прошедшим государственной регистрации.
Департамент региональной безопасности ЯНАО.
Фото с сайта cdnn21.img.ria.ru.