Дина Ледовская — учитель химии и биологии четвёртой городской школы. Скромна, обладает хорошим чувством юмора, с оптимизмом смотрит в будущее. Это помогает надымчанке добиваться целей как в жизни, так и в профессии. В этом году Дина Георгиевна удостоилась почётного звания «Заслуженный работник образования ЯНАО». О том, как удаётся вызывать интерес к своим предметам у детей и взрослых, а также покорять новые профессиональные вершины, педагог рассказала в интервью журналисту «РН».
— Дина Георгиевна, как вы приехали на Крайний Север?
— Являюсь уроженкой Воронежской области. До девятого класса училась в школе села Новая Осиновка Острогожского района. После окончания учёбы ребята поехали сдавать экзамены в колледжи и техникумы. Подруга позвала поступать на юриста. В отличие от меня, ей не удалось пройти вступительные испытания. В детстве я была робкой и очень стеснительной личностью. Из чувства солидарности забрала документы и вернулась в родную школу. В сентябре департамент образования Воронежской области проводил набор в классы с педагогическим уклоном одарённых детей. Попробовала свои силы и в результате прошла на естественно-научное направление. Старшие классы окончила в городе Воронеже. Там же поступила в педагогический университет на химию и биологию. В 1997 году, когда происходило распределение выпускников вуза, досталась путёвка на Ямал. Родители такой перспективе не обрадовались. В голове у них не укладывалось, что будет делать ребёнок, которому только исполнилось 20 лет, на краю земли. Но так как у меня было целевое обучение от Воронежской области — осталась на родине, а подружки разъехались кто куда. Прошёл год. На последний звонок в школу, где преподавала, пришёл будущий супруг. Встреча с ним стала главной причиной того, что через три месяца оказалась на Ямале, в Надыме. Уехала следом за мужем. Не по направлению, а по декабристским наклонностям. В начале работала учителем химии в девятой, потом ушла в декрет. После трудилась в четвёртой школе, где и работаю до сих пор уже больше 20 лет.
— Почему посвятили жизнь преподаванию химии и биологии?
— Дело случая. Повлияла подруга, Ольга, с которой вместе попали в институт на эту специальность. Выбор стоял между математическим профилем, гуманитарным, естественным и начальными классами. Ольга заявила: «Пойду на естественный». Тогда подруге это казалось правильным решением, так как думала, что химия и биология — ерунда. Пошла вслед за Ольгой. Школу окончила на отлично. Проблем с учёбой не испытывала, как и любви к данным наукам. Был один случай, как мне кажется, который предопределил мой жизненный путь задолго до учёбы в университете. На уроке немецкого языка в 9-м классе писали сочинение на тему «Кем я хотел бы стать?». Не знаю почему, но дома до сих пор сохранилась тетрадка с рисунком, где изображена девушка с чёрной «дулькой» на голове, объясняющая химию ученикам. Наверное, от судьбы никуда не уйдёшь. Как от Севера ни убегала, но всё равно оказалась здесь. Также получилось и с химией. Хотела уйти на математику и информатику. Эти дисциплины больше привлекали. В университете пытались сманивать, говорили: «Давай переводись к нам». Но решила задержаться на естественно-научном профиле. Потом влюбилась в химию и биологию. Кстати, в детстве не замечала за собой того, чтобы нравился отдельный предмет. Привлекали точные науки, в которых присутствовал математический аспект.

— Помните первый урок, проведённый на Ямале?
— Расскажу о классном часе, который остался в памяти до сих пор. В начале преподавательской карьеры пришла работать в девятую школу. Когда настало время знакомиться с ребятами, приглашают в отдел кадров и говорят: «Перепишите заявление, там ошибка». Делать нечего, переделала. Возвращаюсь в кабинет, а там уже ведёт занятие другой педагог. Решила разобраться в ситуации. Спускаюсь вниз и узнаю, что закреплена за профильным классом. Вот так произошло боевое крещение. Первый класс в жизни и сразу химико-биологический профиль. Сильно удивилась, когда увидела, что восьмиклассники представляли собой высокорослых «дяденек и тётенек». Обращалась к ним на вы. К счастью, контакт с ребятами наладила быстро. Позже ученики признались, что по началу меня побаивались. Вот такой получился первый классный час в девятой школе.
— Поддерживаете связь с выпускниками?
— Стараюсь общаться. Единственное, что мало бываю в отпуске на Большой земле. Редко вижусь с первыми из них. До сих пор ученики и коллеги удивляются: «Как вам удаётся? В каждой организации у вас знакомый!» Если честно, то само собой получается. Надо организовать экскурсию на предприятие или узнать подробности того или иного технологического процесса? Нахожу телефон, звоню и начинаю общаться. И часто слышу вопрос: «Вы меня не узнали?» Нередко собеседником на другом конце провода становится мой выпускник. Некоторых уже не помню, но ребята здороваются на улице, машут при встрече. Многие из них возглавляют направления в нефтяной и газовой промышленности, стоят возле операционных столов.
— Какие качества присущи педагогу? В чём заключается секрет успеха в профессии?
— На первое место я бы поставила любовь и уважение к детям. Педагог — это человек, умеющий признавать свои ошибки. Он может вовремя извиниться, если понимает, что в этом есть необходимость. Наставник старается наладить общение с ребятами, учитывает их интересы. Но при этом держит планку учителя. Совсем на одну ступеньку опускаться не стоит. Надо постоянно доказывать на деле, что ты как педагог можешь не только чему-то научить, но и показать способы получения знаний. Чем больше ухожу в практике от теоретических аспектов по предметам и учу правильно добывать информацию, тем интереснее для ребят становятся химия и биология. Даже родители детей и их друзья увлечены естественными науками. Когда начинаются конкурсы, обсуждаем с ними задания и проекты. Взрослые даже консультируются у специалистов на работе, выдвигают предложения и варианты решения поставленной задачи. Бывает, что поиски истины и ответов порой затягиваются до поздней ночи.
— Как вы думаете, в России набирают популярность специальности, связанные с химией и биологией?
— Да, тенденция прослеживается. Количество ребят, решивших связать дальнейшую жизнь с естественными науками, увеличивается. Например, во времена работы в девятой школе ученики отдавали предпочтение нефтегазодобывающей отрасли. Врачами хотели стать от силы 3–4 человека из шести классов. Потом произошёл спад, связанный с экономическими причинами в стране. Врачи получали мало, упал престиж профессии. Родители не хотели, чтобы дети жили от зарплаты до зарплаты. Да и учиться в медицинских училищах и вузах сложно. К тому же на тот момент пришёлся расцвет платного образования. К счастью, те времена канули в Лету, и идёт нарастание популярности химико-биологического профиля. Причём молодёжь выбирает не только медицину. Ребята готовятся поступать или уже учатся на других специальностях, связанных с этими науками. Конкурс в вузах постоянно растёт. Абитуриенты серьёзно подходят к предэкзаменационной подготовке. Ведь Министерство просвещения официально признало, что ЕГЭ по биологии стоит на первом месте по сложности, химия — на втором. Потом только физика и математика.
— При такой сильной занятости остаётся ли время на себя? Чем вы увлекаетесь?
— Хобби появились случайно, как и многое в моей жизни. В школе есть предмет под названием «Индивидуальный проект». Как правило, дело с ним у ребят идёт туго. Дети не хотят что-то писать и выполнять. И вот однажды поспорила с мальчишками. Первый из них теперь учится на четвёртом курсе университета физической культуры, второй — в медицинском. Они упёрлись и не хотят что-либо делать. Оба увлекались баскетболом. Спортсмены до мозга костей. Подала парням идею проекта. Задумка заключалась в том, чтобы опытным путём показать, как человек при помощи тренировок улучшит физическую форму. Ребята выразили сомнения, что найдут куратора для проекта. Я согласилась на совместную работу. Купили весы, измеряющие количество жировой ткани, скелетную мускулатуру и многое другое. В результате провели исследование, благодаря которому я похудела на 15 килограммов. С тех пор без спорта не могу. Есть и другая история. Был у меня выпуск. Мальчишки сплошь хулиганы. В то время с ними горя хлебнул весь наш педагогический состав. Вызывает к себе директор четвёртой школы Надежда Степановна Девяткина и говорит: «Бери, кроме тебя никто не сможет. Доведи ребят до выпуска». У нас классные часы, знаете, как проходили? Решали с парнями перфокарты по правилам дорожного движения. Кто, где и куда завернёт. Вот благодаря таким занятиям получила водительские права. Сдавала экзамен, кстати, вместе с парнями-хулиганами. С последним выпуском ездим по научным конкурсам. Порой кажется, что уже устала и сил нет. Мужу сказала, что больше никуда не поеду. Спустя некоторое время раздаётся звонок, и дети просят поучаствовать в очередном мероприятии. Как тут откажешь?! В детстве любила рукодельничать. Сейчас времени не хватает. Если выдаётся свободная минутка, то уделяю её плаванию, фитнесу, танцам.
— Как относятся близкие к вашей работе?
— Поддерживают мои начинания. Муж, приезжая с вахты, сразу берёт домашние дела на себя. Если бы не он, то вряд ли я достигла такого уровня, как учитель. Супруг вовлечён в мою профессию. Чем дольше он со мной живёт, тем больше увлекается химией и биологией. Иногда кажется, что муж больший педагог, чем я. Может среди ночи разбудить и начать рассказывать, что нам с учениками, по его мнению, надо сделать на конкурс или мероприятие. Дочки ревнуют к профессии. Старшая уже поняла, почему мама посвятила жизнь педагогике. У младшей подростковый возраст, ещё иногда дуется по этому поводу. Но тоже начинает потихоньку вливаться в конкурсы и поездки. Ей становятся интересны химия и биология. Думает пойти по стопам старшей сестры и поступить в медицинский. Но всерьёз говорить об этом пока рано.
— О чём мечтаете?
— Хочу получать удовольствие от жизни: путешествовать по России, любоваться природой и её многообразием. У нас большая и красивая страна. Один регион не похож на другой. Ещё желаю мира во всём мире. В последнее время это актуально.
— Что ощущали в момент получение награды и присвоения звания «Заслуженный работник образования ЯНАО»?
— Как там у Твардовского в «Василии Тёркине» было? «Нет, ребята, я не гордый. Не заглядывая вдаль, так скажу: «Зачем мне орден? Я согласен на медаль» — эти строчки полностью про меня. Испытала чувство гордости за свои труды, за результат, которого добилась благодаря помощи учеников и коллег. Низкий им поклон. Без дружного коллектива вряд ли бы у меня были какие-то награды. Один в поле не воин. Спасибо моей семье! Их поддержка и забота придаёт сил идти по намеченному пути и достигать целей.
Фото Екатерины Алексеевой и из личного архива Дины Ледовской.