Учителю вручают цветы

Диалог с «иностранцами»: педагоги ответили на вопросы надымской молодёжи

3 октября в городской гимназии состоялся круглый стол «Разговоры об учителе. Встреча поколений». Участниками беседы стали ветераны профессии Елена Андреева и Татьяна Турчанович, а также старшеклассники, планирующие в будущем связать свою жизнь с преподаванием.

В неформальной обстановке за чашкой чая ребята задали гостям интересующие их вопросы. Когда ещё представится такая возможность — перенять опыт у корифеев, развеять мифы и сомнения, касающиеся будущей работы. К слову, обе наши героини по специальности — преподаватели английского языка. Елена Андреева — заместитель начальника департамента образования Надымского района, Татьяна Турчанович — заслуженный учитель РФ, более 50 лет ведёт уроки иностранного в первой городской школе.

Начало пути

Первой на вопрос «Как вы пришли в профессию?» ответила Елена Андреева. В Надыме будущий педагог успела поучиться и в «деревяшке», и в здании нынешнего Дома молодёжи. В 1974 году, когда построили вторую школу, по распределению попала в неё. Любовь к английскому языку Елене привила классный руководитель Алевтина Михайловна Сушкова. Учительница привлекала ребят к внеурочной деятельности — постановке спектаклей.

— С шестого по десятый класс мы участвовали в театральных представлениях. Репертуар был самым разнообразным — от «Золушки» до «Пигмалиона». Естественно, всё на английском, — рассказала Елена Андреева.

Возможность попробовать себя в роли педагога представилась надымчанке в 10-м классе. Алевтина Михайловна уезжала в санаторий на месяц и попросила ученицу вести занятия у четвероклассников, снабдив её необходимыми методичками. Детей в то время было много, школа работала в три смены. Нагрузка у учителей — будь здоров. Но девушка с заданием справилась, классного руководителя не подвела. Взамен получила хороший жизненный опыт и прошла своеобразное боевое крещение.

После окончания школы Елена Андреева поступила в Свердловский педагогический институт на факультет иностранных языков. Получив специальность, молодой учитель вернулась обратно в Надым. Работала в третьей городской школе. Поначалу из-за отсутствия ставок преподавала немецкий, позже полностью переключилась на ведение уроков английского.

На роду написано

По словам Татьяны Турчанович, путь в педагогику был предначертан ей ещё с младенчества. Так сложилось в судьбе надымчанки, что мама, тётя и обе бабушки работали учителями.

— Честно признаюсь, когда поступала в институт, о школе не думала. Хотя наследственность у меня «тяжёлая», — пояснила на встрече преподаватель.

Будучи пятиклассницей, на первом уроке Татьяна поразилась непохожести иностранных языков на русский и сразу влюбилась в предмет. Окончив школу, поступила в специализированный институт в городе Горьком (ныне Нижний Новгород — прим. авт.). Успела застать первых преподавателей анг-лийского языка, трудившихся с самого основания учебного заведения. Педагог рассказала, что в 30-е годы, когда строили Горьковский автозавод, на помощь советским мастерам приехали специалисты из Англии. Мужчины привезли собой в СССР жён, которые в последствии стали преподавать в институте, где обучалась надымчанка.

После получения диплома студентке предложили работу в родной альма-матер, которой она отдала ещё три года жизни в качестве преподавателя. Потом свои коррективы внесла любовь. По примеру декабристок девушка отправилась за мужем покорять Крайний Север. По приезде в Надым, как и Елена Андреева, трудилась в качестве учителя немецкого языка.

— Все старые выпускники помнят меня именно как «немку». В 1989 году выпустила из школы последних детей по этому языковому направлению, — дополнила повествование очередной деталью педагог.

Дети тогда и сейчас

Будущих учителей и воспитателей интересовали не только вопросы о начале карьеры, забавных случаях из практики, хобби и увлечениях гостей. Школьники хотели узнать мнение ветеранов об отличиях ребят разных поколений: какими учениками были их мамы и папы, в чём заключаются сходства и различия?

Гостьи отметили, что кардинальных отличий нет. Дети всегда остаются детьми. Но некоторыми наблюдениями с потенциальными коллегами всё же поделились. Татьяна Турчанович считает, что нынешнее поколение учеников более самодостаточное. Ребятам хорошо и комфортно самим по себе. Если раньше ученики объединялись в компании по интересам, то теперь, зайдя в класс на перемене, замечает, что ребята больше сидят в телефонах. Главным приоритетом школьников было живое общение, теперь же вектор сменился в сторону деятельности в виртуальном пространстве.

— Приведу пример. В отсутствии компьютеров и интернета проекты делались на бумаге. Один из учеников искал материал в энциклопедиях и словарях, другой любил рисовать и брал задачи по оформлению на себя, третий креативил и предлагал идеи, касающиеся поставленной задачи. Любили и умели работать сообща в коллективе. В нынешнее время всегда предлагаю ребятам выбор между групповым и индивидуальным выполнением проекта. Большинство выбирает второй вариант. Молодёжи так комфортнее и проще. Это единственное изменение, которое увидела за 50 лет преподавания в школе, — озвучила свои мысли Татьяна Турчанович.

Елена Андреева обратила внимание и на то, что по сравнению со сверстниками прошлых лет они выполняют больше домашних заданий. Раньше весь учебный материал изучался на уроке. Во время занятия ученик старался как можно лучше познакомиться с новой темой, начинал её отрабатывать, тренировать, а дома выполнял упражнения на повторение и закрепление. Сейчас же идёт упор на умение самостоятельно добывать информацию из разных источников, а также на грамотное применение полученных знаний.

Ветераны поблагодарили организаторов и участников круглого стола за вопросы, поздравления с праздником и интерес, проявленный к профессии педагога.

— Дорогу осилит идущий. Не бойтесь трудностей. Спокойно учитесь и работайте. Со временем всё получится, — обратилась в завершение беседы с напутственными словами к молодёжи Елена Андреева.

Фото автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх