Школа-интернат села Ныда 10 октября отметила своё 90-летие. Удалённость от районного центра не мешает учреждению среднего общего образования быть современным и динамично развивающимся. Его коллектив постоянно трудится над тем, чтобы каждый ученик получил максимум от учебного процесса и стал всесторонне развитым.
Приоритетным здесь является обеспечение воспитанников качественным образованием. И это наглядно подтверждают многочисленные успехи ребят.
Возраст, к которому подошло учреждение, внушительный. Недалеко и до векового юбилея. Логично, что и его история богата на события и достижения. Летопись школы началась с 1922 года, когда ещё даже не был образован Надымский район. Тогда в посёлке стояли всего один деревянный дом и около десятка чумов. На занятия, которые вёл самый грамотный человек в посёлке — бухгалтер, ходили пять ребятишек разного возраста. Все они сидели за длинным столом: с одной стороны те, кто пришёл впервые, с другой — те, которые уже имели небольшой багаж знаний. В 1934 году открылась начальная школа-интернат, в которой заведующей была Раиса Мурашкина. Первоначально в школе обучались 18 человек. По данным Госархива ЯНАО, на 1 августа 1935 года школа в Ныде была по типу — ненецкая, два класса, учащихся — двенадцать.
Через год в посёлке был построен интернат для детей из тундры. Занимались ребята, а было их всего около 60 человек, в одном классе, где парты стояли в два ряда. В 1937 году из посёлка Хэ перевели в школу учеников пятого класса. Здесь же начали обучаться дети из посёлка Нумги, которых привозили в Ныду на лошадях. В коридоре учреждения была построена сцена, на которой проходили торжественные заседания, собрания, лекции, вечера художественной самодеятельности и киносеансы. Тогда школа, директором которой была Надежда Лисицына, получила статус неполной средней и просуществовала в этом положении до 1940-го. С каждым годом количество детей из семей тундровиков, желающих учиться, росло. Первый выпуск ребят, окончивших десять классов, состоялся в 1954 году.

Неограниченные возможности
Нынешнее здание, являющееся в селе самым высоким и одним из самых красивых, открыло свои двери в 2016 году. В нём стало не только комфортно преподавать, но и учиться. С его появлением изменились и возможности педагогов и учеников. Все кабинеты оснащены современным оборудованием, которое позволяет ребятам участвовать в различных международных и всероссийских интернет-конкурсах и проектах и показывать достойные результаты. Именно здесь в 2019 году был открыт первый на Ямале центр «Точка роста». В школе особое внимание уделяется поддержке и развитию талантливых детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Сегодня в ней учится 281 человек, из них 68 — воспитанники интерната, дети из числа кочевых семей, ведущих традиционный образ жизни.
Участвует школа и в реализации множества интересных проектов. Например, с 2016 года практикует международное сотрудничество школьников со сверстниками из Бескольской школы-гимназии Казахстана. Ребята трудятся над совместными проектами, общаются в рамках скайп-конференций и медиамостов. С 2022 года реализуется инновационный проект «Локус Drone City». Раньше других школьников муниципалитета воспитанники начали учиться эксплуатации беспилотных авиационных систем, и сейчас они показывают прекрасные результаты в соревнованиях различного уровня по управлению дронами.
Есть у ребят и возможность пройти профессиональное обучение, по окончании которого они вместе с аттестатом о среднем общем образовании получают соответствующее свидетельство. В числе рабочих профессий, которыми ученики могут овладеть, — повар, швея, младший воспитатель, слесарь-сантехник.

Безусловный профессионализм
Сейчас это «школа больших возможностей» — современная и динамично развивающаяся. Её возглавляет Светлана Мертюкова. Она отмечает, что одним из важных направлений в работе коллектива является сохранение национальной идентичности и развитие всесторонне развитой личности.
— У нас идёт обучение ребят — носителей родного языка, поэтому огромное внимание в школе уделяется этнокультурному компоненту, — рассказывает директор школы-интерната Светлана Мертюкова. — Мы в процессе обучения не только работаем над сохранением национальных традиций, но и создаём комфортные условия для пребывания детей, чьи родители ведут кочевой образ жизни. В светлом уютном здании интерната дети живут в комнатах по четыре человека: группы сформированы по семейному принципу, то есть по близкородственным связям. Только поступающего в школу ребёнка, не имеющего родственных связей, стараемся селить к детям из одной оленеводческой бригады, потому как летом на местах кочевий они все между собой общаются. Соответственно, процесс адаптации проходит легче.
Воспитатели здесь стремятся обогреть теплом, подарить ласку и любовь каждому. Особенно это требуется самым маленьким ученикам, только-только надолго оставшимся без внимания родителей и начинающим осваивать мир знаний. Большинство педагогов владеют родным языком. Они когда-то тоже были учениками этой школы, поэтому, зная все тонкости учебного процесса, с лёгкостью выстраивают диалог с ребятишками, делают всё для их комфортного проживания. А чтобы адаптация новых учеников проходила легче, образовательное учреждение более десяти лет реализует проект «Кочевая школа»: перед поступлением в первый класс для малышей организуют подготовительные занятия, которые ведёт учитель начальных классов Людмила Са. Она же является автором азбуки на ненецком языке, которая с 2016 года является учебным пособием в школах округа.
Среди педагогов здесь в разные годы трудились заслуженные работники образования, ветераны труда. Неизгладимый след в душе обучающихся оставила Евфалия Зброжек. Она начала работать в школе-интернате в 1941 году пионервожатой дружины имени Зои Космодемьянской, через три года стала воспитателем интерната и проработала в этой должности 48 лет. Занять детей полезным делом — важная составляющая в работе воспитателя. В совете интерната работали комиссии: учебная, шефская, культмассовая, санитарная. Их возглавляли ребята. Уже в 1940-х годах начали работу драматический и физкультурный кружки. Евфалию Зброжек называли «ходячей энциклопедией»: в своей памяти она хранила невероятное количество фактов и интересных историй. По воспоминаниям коллег, её грамотно выстроенная речь была находкой для слушателя. Среди её воспитанников — поэт, прозаик, педагог и живописец Геннадий Пуйко. Одно из первых своих стихотворений он посвятил ей, любимой воспитательнице.
С особой любовью и признанием ученики относились к Михаилу Спрынчану. После Салехардского педагогического училища он вернулся в родную ныдинскую школу-интернат, где на протяжении 40 лет с 1954-го по 1994 год был учителем труда, черчения и рисования, до тонкостей знал хозяйственно-бытовой уклад ненцев, владел ненецким и коми-зырянским языками, играл на многих музыкальных инструментах, вёл внеклассную и общественную работу. Дети уважали своего наставника за доброту и мастерство. В 1967 году Михаил Спрынчан стал отличником народного просвещения, а в 1989-м ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Михаил Иванович ушёл из жизни 26 августа 1994 года. 31 марта 1999 года ныдинской средней общеобразовательной школе-интернату было присвоено имя Михаила Спрынчана. Кроме того, ежегодная районная выставка, представляющая детские произведения декоративно-прикладного творчества, также носит его имя.
Сейчас, как и ранее, в школе-интернате трудится талантливый, сильный и слаженный коллектив, всегда готовый к новациям, — всего 89 человек. Среди них воспитатели, педагоги, обслуживающий персонал. Причём сложившиеся традиции здесь бережно хранят и передают из поколения в поколение. За 90 лет школой было выпущено около трёх тысяч воспитанников. Среди них очень много тех, кто внёс значимый вклад в развитие села, Надымского района и Ямала — ненецкий писатель, поэт Геннадий Пуйко; советский ненецкий кинорежиссёр, сценарист и радиожурналист Анастасия Лапсуй; фольклорист, этнограф Елена Пушкарёва; политический деятель и активист Леонид Худи и другие. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что социокультурный центр села — настоящая кузница успешных ямальцев.

Торжество для каждого
Светлана Мертюкова отмечает, что юбилейный день рождения учебного заведения — праздник не только для учеников и учителей, но и всех жителей села:
— Школа — важная часть в жизни каждого ныдинца. Многие учились в ней, а теперь в её стенах получают знания их дети. Поэтому хочу пожелать всем сельчанам крепкого здоровья, целеустремлённости, благополучия, веры в себя! Пусть наша школа процветает, дарит ребятам знания, хорошее воспитание и радостные воспоминания после её окончания.
Глава администрации села Ныда Андрей Кайгородов также отметил, что юбилей школы — знаменательное событие в жизни населённого пункта:
— 90 лет — это большой и ценный опыт. Пройден непростой, но замечательный путь, насыщенный творчеством и созиданием. Ныдинская школа-интернат имеет достойные традиции, ценит своих учителей и ветеранов, гордится выпускниками. Сплочённость коллектива, стремление к инновациям — всё это обеспечивает мобильность и качество работы учебного заведения. С каждым годом школа становится современнее и комфортнее для учеников и педагогов. Сегодня она продолжает преображаться и меняться в соответствии с современными образовательными потребностями. Но неизменными остались её предназначение, преемственность традиций, профессионализм и самоотдача педагогического коллектива, поддержка и понимание со стороны родителей, искренность в отношениях. В школе создана особая атмосфера, где каждый ребёнок может развивать таланты и найти применение своим способностям. Только под умелым руководством учителя с большой буквы учащиеся могут эффективно использовать новые технологии и новые знания, которые стремительно развиваются и становятся приоритетными в учебном процессе. В будущем вижу нашу школу интернат стремительно развивающейся, воспитывающую и выпускающую одарённых учеников, которыми будем гордиться не только мы, но и весь Надымский район и Ямало-Ненецкий автономный округ в целом. Слова особой благодарности выражаю ветеранам педагогического труда. Своим трудом, самоотверженностью вы заложили основы наших сегодняшних достижений. В этот праздничный день я от всей души желаю всему коллективу воплощения в жизнь всего задуманного, новых свершений и трудовых побед, школе-интернату долгих лет процветания и новых «точек роста». Учителям — оптимизма, профессиональных побед, благодарных учеников, инновационных находок в методах обучения и воспитания, ученикам — больших успехов в учёбе, спорте и творчестве, ветеранам и выпускникам — активного участия в жизни школы!
Бесспорные заслуги
Сам день рождения, как водится, педагогический коллектив и ученики отметили в торжественной обстановке. Разделить радостное событие на мероприятие также пришли те, кто трудился здесь ранее, выпускники разных лет. С юбилеем школу поздравили глава Надымского района Дмитрий Жаромских, начальник районного департамента образования Ольга Рудакова, ветераны педагогического труда, социальные партнёры, выпускники и родительская общественность.
— На протяжении 90 лет вы с честью и достоинством выполняете высокую миссию — учите детей разумному, доброму, вечному, воплощаете идеи нравственности и добра, — написал в поздравлении Дмитрий Жаромских, обращаясь к педагогическому коллективу, учащимся и их родителям. — Сегодня школа-интернат славится своими добрыми традициями, её отличают стабильно высокие результаты учебной деятельности и сплочённый коллектив талантливых единомышленников. Результаты вашей работы — призовые места учащихся в районных, окружных и общероссийских предметных олимпиадах, их поступление в вузы России, участие и победы учителей в конкурсах профессионального мастерства. Но самое главное достижение — любовь и признательность родителей и детей, добрая слава о педагогах в селе. В этот праздничный день от всей души желаю дальнейших профессиональных успехов, прилежных и благодарных учеников, здоровья и счастья!
Многие работники школы были отмечены ведомственными наградами, грамотами и благодарственными письмами. Почётной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации за добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования была награждена воспитатель Алма Салиндер. Звание «Почётный работник сферы образования Российской Федерации» было присуждено учителю начальных классов Людмиле Са.
Как и полагается, юбилей — всего лишь очередная веха в жизни. Впереди у школы, её коллектива и воспитанников новые горизонты, которые обязательно приведут к ещё большим результатам. Успехов на пути к новым вершинам!
Фото предоставлены Марией Ушаковой.