С появлением интернета жизнь человечества кардинально изменилась. Всемирная сеть предоставила удобства и выгоды, которые раньше встречались только в фантастических фильмах, да и то фрагментарно. Как, например, видеотелефон, даже фантасты представляли его стационарным, и использовали только для общения с абонентом воочию, а уж положить телефон в карман или снимать видео даже им не хватало фантазии.
Теперь же трудно перечислить все бонусы изобретения, от покупки билета в Большой театр из дома до регулировки полива и вентиляции в теплице, находясь за тысячи километров от дачного участка. Так же как прославить или скомпрометировать человека за считанные часы, залив в популярный мессенджер видео или документ.
Некоторые аспекты использования и последствия, им созданные, уже беспокоят общество, вызывая в памяти слова Франсиско Гойи (правда, сказанные по другому поводу): «Сон разума порождает чудовищ».
В XXI веке любое поветрие, увлечение молодёжи распространяется со скоростью пандемии, стоит зародиться и стать популярным. Гики, эмо, готы, альтушники, квадроберы (чуть не сорвалось с языка — и имя им легион, но это преувеличение негативной коннотации явления) — всех не перечислишь. У каждого свои адепты и поклонники, в большинстве они вырастают и меняют хобби и взгляды. Но истоки и скорость распространения — всё там, в сети.
Попробуем разобраться, так ли «страшен чёрт, как его малюют» и насколько плохи отрицательные моменты этого изобретения и справедливо ли продолжение сказанного испанским художником: «…но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». А за комментариями обратимся к людям, чьи профессии предполагают экспертное знание предмета в важном для общества аспекте — воспитании и моральном здоровье поколений, знакомящихся с гаджетами раньше, чем начинают говорить.
Зависеть и зависать — слова однокоренные
Интернет-зависимость возникает быстрее у подростков и для них же более опасна, чем для взрослых. В киберпространстве они ищут ответы, которые не получают в семье или в школе. В этом возрасте человек пытается определить своё место в этом мире, самоинициализироваться: кто я, зачем я здесь?
Кроме того, каждому для идентификации требуется ощущать принадлежность к определённой группе. Общение с противоположным полом также происходит в интернете, где хватает объединений по всевозможным увлечениям и интересам.
Желание сепарироваться, отделиться от семьи, взрослых также можно удовлетворить в сети. Причём сделать это не выходя из дома и не расставаясь с родителями. Здесь же возможность купировать закомплексованность, повысить самооценку, а также решение других психологических проблем.
Этому возрасту присущи склонность к поиску новых ощущений, агрессивность, тревожность, эмоциональная отчуждённость, низкая коммуникативная компетентность. Хотя, если речь об агрессивности, то этим сейчас и взрослые грешат не меньше. Загляните в комментарии к постам на актуальные темы — чаще всё сводится к взаимным оскорблениям несогласных с другой точкой зрения и переходом на личности. Даже живность своя завелась — пользователи с анонимными аккаунтами, работающие на определённый заказ (их иногда называют ботами по аналогии с автоматическими программами, рассылающими ответы на сообщения), и тролли, которые задираются для удовлетворения амбиций, не имеющих подтверждения в реальности.
Интернет-зависимости классифицируются по нескольким общим признакам: навязчивый веб-сёрфинг; пристрастие к виртуальному общению и знакомствам (в чатах и на форумах); игровая зависимость.
Второе из перечисленных может привести молодого человека в радикальную или суицидальную группу, о таких случаях известно из того же интернета. Игровую зависимость тоже не назвать безобидной, случается, игроманы нападают на тех, кто пытается их ограничить (а ограничивают близкие родственники, вот и оцените уровень агрессии).
Повод для пристального внимания к увлечениям подростка в киберпространстве: увеличение продолжительности нахождения в сети, снижение успеваемости, потеря интереса к происходящему вне монитора, нарушение сна, резкие перепады настроения, вспыльчивость, вызванная ограничением в использовании компьютера или смартфона.
Спросим у мамы
Расширенный опрос родителей в разрезе проблемы провести сложно, да и газетная площадь не позволит, это тема отдельной статьи. Поинтересуемся у мамы типичного семейства. Родителям за 30, семья полная, детей двое. Девочке 13 лет, увлекается эдитами (короткие видео, изобилующие спецэффектами, обзорами косметики и макияжа), мальчику 12 лет, интересуют видеоигры, смешные ролики.
Мама Оксана поделилась, что полностью контролировать детей в киберпространстве невозможно: ребёнок заведёт «левый» аккаунт (если уже нет такого). Общаются в мессенджерах, аккаунты им вести неинтересно.
— Но о безопасности говорим постоянно. Объясняем, что не следует доверять малознакомым собеседникам, тем более исполнять какие-то просьбы. Рассказываем, что человек может казаться единомышленником, со временем стать добрым другом, и когда ему что-либо понадобится, не возникнет подозрений в злом умысле. Просим не давать личную информацию и не отправлять никакие фотографии.
Ещё одна семья: девочке 11 лет, мальчику 8. Мама Елизавета признаёт, что всегда контролировать, даже если появится такое желание, невозможно, и без того многое не успевают. Уроки, домашние дела, а день не резиновый, физические возможности не безграничны. Да и собственно интернет отнимает много времени: родительский чат, переписка с учителями. Если раньше родителей вызывали в школу записью в дневнике или по рабочему телефону, то теперь в паре «школа-семья» взаимная доступность 24/7. Но собеседница и супруг периодически отслеживают — на какие группы дети подписаны, каким контентом интересуются.
Любое явление не бывает чёрным или белым, везде полутона и переходы. То же клиповое мышление, присущее современной молодёжи, хотя и кажется, что фраза имеет негативный смысл, даёт и преимущества. Например, оно позволяет подростку быстро переключать внимание, просматривать информацию «по диагонали» и обрабатывать большие массивы данных.


Обратимся к экспертам
Оценить плюсы и минусы могут профессионалы в психологии и педагогике. В нашем случае семейный психолог Маргарита Мажурина и учитель русского языка и литературы школы № 2, победитель муниципального и окружного этапов конкурса педагогического мастерства, а также руководитель клуба призёров и победителей этого конкурса Вадим Дехтяренко.
Психолог, как специалист, помогающий людям бороться с различными фобиями и зависимостью, педагог — как тот, кто по роду деятельности изучает психологию подростка в вузе, а потом на практике всю жизнь до выхода на пенсию.
Маргарита Мажурина в вопросе «Интернет: благо или вред?» в части злоупотребления свойствами больше склоняется ко второму:
— Теряем способность критически и аналитически мыслить. Человек любознателен от природы, но усваивает новое только если заинтересован в нём. Не фокусируясь на предмете, не осваиваем полученное — это сказывается на качестве запоминания. Постоянное переключение между информационными каналами препятствует развитию критического мышления и умению отличать главное от второстепенного. Ну и чтобы пользоваться информацией, необходимо всегда быть в зоне покрытия. Практически закреплённые навыки и опыт, на мой взгляд, надёжнее. Но и плюсы этого явления можно перечислять долго: общение, возможность записаться на приём к врачу, оплатить и получить что-либо, не выходя из дома и многое другое. Но виртуальная жизнь не должна стать важнее реальной — это уже тревожный звонок.
Вадим Дехтяренко не соглашается с тем, что педагог в вузе проходит серьёзную подготовку по психологии. Во-первых, узконаправленно в соответствии с возрастом целевой аудитории, во-вторых, именно «проходят» в динамическом понимании этого глагола.
— Но, конечно, результаты взаимодействия подростка со Всемирной паутиной учителю виднее, чем родителям. Если судить о влиянии сети, возможности манипулировать и её посредством зомбировать, отмечу, что не все дети поддаются на это. Категория, условно говоря, социофобов, не подвержена этому. Они не доверяют любому внешнему источнику, им важно личностное восприятие. Я определяю независимость от гаджетов простым наблюдением. В столах сейчас есть полочка для них, на время занятий кладут туда (у нас смартфоны не сдают перед уроком, но и пользоваться ими нельзя). Те, кто забывают смартфон на полке и приходят за ними не сразу, — у этих зависимости точно нет.
Они не такие, как мы
Учитель делает оговорку: не всегда непохожесть следующего поколения — это изъян. Приводит такой пример: старшеклассник, спрятав под партой телефон и глядя на преподавателя, печатает двумя пальцами вслепую. На вопрос — уверен ли, что в тексте нет ошибок, демонстрирует. Ни одной! Причём ни он, ни ровесники не считают это признаком гениальности или таланта: просто «мы такие, вот и всё».
— Навыки, которыми обладали мои родители, мне вряд ли в жизни пригодятся. Так же и со следующими поколениями. Нынешние, например, могут не знать таблицу умножения, но это абсолютно им не мешает. А возвращаясь к зависимости: любая из них — зло. Если ты руководишь гаджетом — замечательно, когда он — плохо. Есть тип поведения ребёнка, при котором рекомендуют обратиться к специалисту. Но это уже из области медицины, а не педагогики. Необходимо с детства прививать интерактивную грамотность, культуру использования появляющихся в нашей жизни новшеств, — делает оговорку собеседник.
Чтобы проиллюстрировать изменения, пришедшие с интернетом, собеседник вспомнил очереди за авиабилетами во времена оные, с кострами для обогрева, переписью номеров и прочими «прелестями». Это упоминание для любителей наложить запрет при первом негативном опыте.
Маргарита Мажурина считает, что манипулированию, тем более зомбированию, менее подвержены люди с критическим мышлением. Не принимают написанное на веру, а то, в чём сомневаются, обязательно проверят в нескольких источниках. Правда, таких мало, особенно среди подростков, там эффективней срабатывает стадный инстинкт, желание принадлежать к группе.
С замечанием психолога пересекается рассуждение учителя о том, что прогресс двигают нестандартно мыслящие, кто определяет задания для машин и создаёт машины, идёт нетореными путями, в отличие от умеющих и делающих то, что лучше и быстрее выйдет у компьютера или робота.
Памятуя о том, что чрезмерное нахождение в сети вызывает повышение уровня тревожности и агрессию, адресуем вопрос к психологу: может ли в итоге это вызвать депрессию?
— Большой поток неконтролируемой информации приводит к стрессу. Уже доказано, что просмотр соцсетей на ночь вызывает бессонницу. Причём женщины подвержены негативному влиянию чаще мужчин. Статистику не знаю, но, думаю, цифры найти при желании нетрудно. Чем больше времени люди проводят в соцсетях, тем выше вероятность депрессии, — комментирует Маргарита Геннадьевна.
Находим данные там же, в сети (а где ещё?): «Российские психиатры считают, что сейчас в стране интернет-зависимых 4–6 %» (по информации сайта applied-research.ru).
Педагог видит решение проблемы рационального подхода в плоскости профессиональной:
— В этой области мало специалистов, наверное, нужны преподаватели школьного предмета, формирующего здоровое отношение к сети и гаджетам. Ведь учим же основам безопасности в реальном мире, а, как видим, виртуальный иногда не менее опасен.
Ненужные терабайты
По поводу вероятности усугубления проблемы в будущем (или со временем всё «устаканится»?) у психолога мнение неоднозначное:
— Если не изменить отношение, будет ухудшаться. В последнее время часто встречаю людей, которые отказываются от соцсетей и интернета в качестве развлечения, заглядывают только по делу. Знаю семьи, где детям запретили играть и пользоваться гаджетами, зато общение с родителями и сверстниками — без ограничений. Это даёт надежду, что большинство всё-таки выберет реальную жизнь.
Вадим Дехтяренко смотрит на это более оптимистично:
— Думаю, лет через 10 у нас будут совсем другие проблемы, а об этой вспомним, как сегодня, например, вспоминаем о закупе на всю зиму картофеля с баржи в надымском речпорту. А увлечение бразильскими сериалами не настораживало? Работа останавливалась во время показа очередной серии! Теперь никто и не вспомнит. Эту, наверное, тоже решат, найдётся выход. А коммуникационные проблемы были и до появления гаджетов.
Молодым родителям Маргарита Мажурина советует даже телевизор не держать включённым в фоновом режиме — мозг воспринимает окружающее, в том числе и звуки, а зачем информация в таком объёме и качестве в этом возрасте? Гаджеты не нужны тем более, «неконтролируемые терабайты и гигабайты» засоряют и перегружают голову.
— Эмоциональная близость и радость от общения с мамой — лучше любой «развивающей» игры в гаджете. Слушайте классическую инструментальную музыку. Гуляйте. Часто вижу малышей в коляске со смартфоном в руках, мама при этом весело разговаривает с подругой. В чем смысл такой прогулки для ребёнка? Познавайте мир вместе с ним! Пусть смотрит по сторонам, наблюдает за тем, что происходит вокруг. Чем позже возьмёт в руки гаджет, тем здоровее будет физически и эмоционально. Уже не говорю о вреде для зрения. Более того, из всех известных мне случаев, когда у детей задержка речевого развития, с рождения сидят с гаджетом, и электронное устройство — одна из главных причин.
Педагог тоже считает, что запреты не помогут, зависимость замещают чем-то более ценным. Вспоминая семейную поездку по Дагестану, не из окна туристического автобуса и не проторёнными тропами, Вадим Вячеславович отметил, что дети доставали гаджет только для съёмки видео или фото. В семье должен быть свой комплекс ценностей, из чего следуют общие цели, что в свою очередь ведёт к выработке успешных практик:
— Видим тех, кто пошёл новым путём, и если нравится, принимаем. Примериваем на семью, «присваиваем».
Не менять себя, не изменять себе
Возможностью перевоплощения, которую дают соцсети, часто злоупотребляют: зарегистрировал аккаунт под другим именем или ником, «прилепил» невнятный аватар. И вот комментарии пишет не стеснительный «ботаник», а решительный мачо, у которого от слова до дела путь короткий. Хамит всем подряд, сыплет угрозами, на что в реальности вряд ли готов, в общем, компенсирует закомплексованность. Но когда-нибудь постоянное перевоплощение может привести и к деформации личности. Повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберт Льюис Стивенсон написал в 1886 году, но там похожая ситуация, правда, в фантастическом варианте.
Врач изобрёл состав, который менял внешность и подменял личность, точнее, концентрировал в новой все негативные черты, подавляемые воспитанием и общественной моралью. И тогда приличный джентльмен делал то, что в обычной жизни не мог себе позволить. В конце концов наступил момент, когда асоциальный мистер Хайд победил благородного эсквайра. Доктор Джекил не смог вернуться в свою оболочку и остался в теле своего антипода, тёмная сторона натуры вытеснила оригинал. В произведении, конечно, утрированный вариант развития событий, но в целом автор не промахнулся.
Но и без фантастики известно, что постоянные перевоплощения влияют на психику, не зря в средние века лицедейство считали грехом, а актёров колдунами. Мнение психолога о вероятной деформации личности при излишнем погружении в виртуал:
— Здесь нет однозначного ответа. Для одних киберпространство — расширение возможностей, для других — ограничение. Если ребёнок, особенно подросток, общается только в интернете, а в реальной жизни у него нет друзей, то это тревожный звоночек. Имею в виду не удалённое общение с знакомыми и друзьями, а переписку в общем. В ситуации, когда человек представляет себя другим, пишет с нескольких аккаунтов, причём ни один из них не отображает настоящую личность. Если подросток мало общается, у него нет интересов за пределами экрана, то деформация, возможно, уже произошла.
Общепринятый взгляд на проблему согласуется со сказанным нашими экспертами: лечение интернет-зависимости сродни борьбе с любой другой (например, наркоманией, алкоголизмом, игроманией, здесь разнится только степень погружения) и заключается в том, чтобы переключить человека на радости реального мира. И чем станет всемирная паутина для вас лично и ваших детей, зависит только от вас. Прогресс несёт в себе неисчерпаемые возможности, наше дело — суметь использовать их во благо.
Фото с сайта freepik.com, из личного архива Маргариты Мажуриной и Вадима Дехтяренко.