Школа красно-бежевая трёхэтажная

Стучите, и вам отворят: эта статья от 24 марта 1977 года, она о Михаиле Ивановиче Спрынчане, выдающемся учителе ныдинской школы

От редакции

Совсем скоро газета «Рабочий Надыма» отметит свой 50-летний юбилей. Полвека — солидный возраст: нам есть что рассказать, чем поделиться. Садитесь поудобнее — вспомним былое вместе. 1 марта 1975 года вышел первый номер издания, который стал отправной точкой увлекательного путешествия читателей и сотрудников редакции по необъятному миру информации. Издание было зарегистрировано как печатный орган Надымского горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся. С тех пор на свет появились более шести с половиной тысяч выпусков районной многотиражки.

За прошедшее время менялся формат газеты, периодичность, тираж, сотрудники редакции, но все эти годы неизменным оставалось одно — верность принципам и канонам журналистики, среди которых актуальность, достоверность, объективность и правдивость. За плечами коллектива в разные годы — победы в конкурсах различных уровней. На протяжении семи последних лет наше издание входит в «Золотой фонд прессы».

К юбилейной дате мы предлагаем читателям познакомиться со статьями первых выпусков старейшего издания Надымского района, окунуться в атмосферу 70–80-х годов ХХ века, узнать, чем жил город и его жители, какие события волновали общественность и являлись центральными на страницах газет, как работали наши журналисты. Итак, включаем машину времени.

В полушубке, в валенках — весь обычный. Даже будничный. А взгляд особенный, открытый и вместе с тем прис­тальный, спрашивающий. Замирают во мне привычные вопросы: я так много знаю о нём. И — ничего. Перед ним — как перед чистым листом бумаги.

Так что же я знаю? Кажется, была ночь. Северная, скрипучая. Настойчивый и тревожный стук в дверь. Молящий взгляд. И слова, которые не могли вымолвить губы. Он выбежал в ночь.

Стучали секунды. Одна — как вечность. В котле уже ни грамма воды, один пар. Казалось, вот-вот он взлетит на воздух. И откуда в этом спокойном человеке столько ярости? Он почти вышвырнул из котельной дежурную учительницу Агнию Александровну Юнгопелик и закрыл за собой дверь.

А потом было всё обычно. Даже буднично. Как будто и не стоял Михаил Иванович Спрынчан на грани катастрофы. Как же! Он просто знал, что нужно делать. Просто знал.

А вот Валентина Ивановна Онуфриева, секретарь парторганизации ныдинской школы, рассказывая мне этот, в общем-то, рядовой случай из жизни Михаила Ивановича, волнуется. Прижимает большие, добрые руки к сердцу, как будто боится: если не сумеет сказать тех самых нужных и правильных слов — оно выскочит из груди. «Да на нём вся школа держится!»

Он и вырос здесь, в Ныде, окончил школу. Потом салехардское пед­училище. Вернулся в школу уже учителем. С тех пор вот уже 25 лет Михаил Иванович Спрынчан учит детей труду. Но только ли детей?

— Я думаю: нет в организме школы той клеточки, которую он бы не знал, — говорит директор школы Вера Николаевна Иванова. — Всё сделано его руками, при его участии. И ученики, и учителя с самыми неожиданными вопросами обращаются к нему. На его уроки ходят все учителя. Методы преподавания Михаила Ивановича удивительно результативны. У него нет отстающих, все дети хорошо учатся. И идут на его уроки как на праздник.

Урок как праздник. Учёба без отстающих. Ни единого пропуска занятий. Чёткое усвоение детьми темы. «Хочет» или «не хочет» ребёнок учиться, это условие Михаил Иванович опускает как несущественное. Ребёнок обязан учиться, а он обязан на­учить. Характерно, что на уроках Михаила Ивановича дети вскоре перестают интересоваться оценками.

Почему? Потому что им интересен сам процесс труда.

Разговаривая с учителями ныдинской школы, я услышала интересную деталь. Уроки Михаила Ивановича ни один из «трудных» ребят не пропус­кает. А со скольких он уже снял ярлык «трудного»? Паша Харючи, Федя Вэнга, Федя Яунгад. «Нет, вы только подумайте, — восклицает одна учитель­ница, — у них такое осмысленное выражение лица, когда они работают!» Удивление педагога имеет под собой почву. На других уроках, сколько ни бьётся учитель с «трудным» учеником, не заставит работать. А здесь такая «добровольная» преданность, увлечённость. Есть над чем задуматься.

Это следствие. А причина? Всё дело в том, что у ребят нет выбора, объясняет Михаил Иванович. Каждый знает, если пропустит сегодня урок, завтра всё равно его придётся выполнить внеурочно. Ну а потом, работая ежедневно, видя результат своего труда, детям становится интересно. Им уже не достаёт 45 минут. И в школе появился кружок «Умелые руки».

Учитель и ученик на уроке труда
Михаил Иванович Спрынчан на уроке труда. Фото сделано в 80-х годах прошлого столетия

Какой-то стабильной программы у кружковцев нет. Один выпиливает, другой выполняет чеканку, третий строит корабли. А результаты есть. На окружной выставке детского творчества работы двух кружковцев Канева и Ермакова получили поощрительные премии. В школе работы ребят по дереву и металлу на северные сюжеты положили начало подготовки к открытию национального музея.

Фото из архива редакции.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх