У современного городского жителя словосочетание «мужской мир» может вызвать неоднозначные ассоциации – это либо патриархат во всех его проявлениях, либо набор стереотипных «мужских» занятий и увлечений. Однако, это понятие гораздо глубже, чем мы привыкли думать. В нём присутствует некий сакральный компонент, о котором многие из нас не ведают.
В надымском городском музее истории и археологии с 14 февраля по 9 марта проходит выставка «Мужской мир народов Севера», на которой можно ознакомиться с чисто мужскими особенностями хозяйственной деятельности и культурных традиций народа ханты и ненцев.
Наполнение выставки весьма разнообразно – оно включает в себя предметы, окружающие северного мужчину от рождения и до смерти. Это были игрушки, оленья упряжь, охотничьи принадлежности – капканы, стрелы, ружьё. Но кроме материального мира есть ещё духовная составляющая мужской жизни – жизни воина и охотника. Эта особая часть культуры выражена в песнях, сказках и ритуалах – всё это также было представлено на выставке в виде ритуальных масок и одеяний, музыкальных инструментов.
В чётком разделении на «мужское» и «женское» некоторые могут углядеть проявление сексизма, но разграничение сфер жизни по половому признаку на протяжении столетий сохранялось у многих народов, например, славян, арабов, греков. Дело в том, что люди, живущие в постоянном контакте с дикой природой, обладают мудростью, которой лишён современный городской житель. Если для нас окружающий мир состоит из обыденных вещей, то для тех, кто придерживается традиций предков, весь мир – это священное место, и пренебречь мировым порядком, упростить его до элементарной хозяйственной деятельности, смешать «мужское» и «женское» в кучу – значит оскорбить мироздание.
Также 21 и 22 февраля в музее истории и археологии работал передвижной выставочный проект «Каслающий музей», который предоставлен Шурышкарским районным музейным комплексом им. Г. С. Пузырёва.
Каслание – это кочевье оленьего стада вместе с погонщиками, и, подобно тому, как каслают северные оленеводы – каслает и сам проект. В этом его неповторимость: обычно музейная среда предполагает долгий монтаж выставки, в то время как каслающий музей подобен стойбищу оленеводов – быстро приезжает, организует выставку и продолжает своё путешествие по другим городам и сёлам. Цель такого формата – приобщить к музейной культуре наибольшее число людей, особенно там, где нет своих музеев.
Экспозиция «Каслающего музея» посвящена жизни, культуре и истории зауральских коми-зырян, и делится на четыре части. Первая часть – «Оленьими тропами», представлена собранием предметов культуры и быта коми-зырян Зауралья, отражающих повседневную жизнь. Вторая экспозиция – «Князья земель Куноватских», рассказывает об истории древнего рода северных князей Артанзеевых, которые ведут свою родословную с XIV века от князя Лугуя. Следующий раздел выставки – «Приоткрывая тайну скрытых смыслов», посвящён объектам, имеющим ритуальное, сакральное значение для коми-зырян. Экспозиция «Поющее дерево» знакомит посетителя с разнообразием традиционных музыкальных инструментов и национальных игр народа ханты.
Сам приезд «Каслающего музея» в Надым стал большим событием, ведь это первый такой визит за 23 года существования проекта.
Обе выставки, «Каслающий музей» и «Мужской мир народов Севера» прекрасно дополняли друг друга, образуя синергию – так, в рамках экспозиции «Поющее дерево» было организовано живое исполнение народных песен, посвящённых мужским промыслам. Культуры соприкасающихся северных народов всегда перенимали элементы друг у друга, поэтому совмещение двух выставок в стенах одного музея выглядело очень органично.
Николай Андрийчук.
Фото автора.