Наша жизнь — дорога

Во второй школе искусств Надыма в прошедшее воскресенье состоялся концерт «Песни тундры новой эпохи». Вокально-инструментальный ансамбль «Minus40» и солист Окружного центра национальных культур Нядма Няруй представили программу, в которой звучат аранжированные руководителем коллектива Сергеем Макаркиным народные песни и произведения первого ненецкого композитора Семёна Няруя. Прозвучали и новые, написанные Нядмой на тексты его мамы Валентины Нелековны, также аранжированные Сергеем Макаркиным.

На равнине нет эха, но песня слышна издалека

Обращаясь к зрителям, артист отметил: «Вся наша жизнь — дорога, ведь мы кочевники по натуре, менталитету и состоянию души. Я — сын своего отца и своего народа и горжусь этим».

Ландшафт и климат в месте обитания неизбежно накладывают отпечаток на культуру. Много общего в музыке жителей гористых местностей, которая узнаётся по первым аккордам, будь то Карпаты или Балканы. Так же и равнинные люди вкладывают в фольклор спокойствие и красоту бескрайних просторов. Но есть и отличия, ведь не перепутаешь с другими волжскую ширь русских песен, протяжность казахских напевов, горячий зной мелодий жителей пустыни. Так и в ненецких мотивах чувствуется почти до зримых контуров холодный ветер, позёмка, бросающая иголки снега в лицо, и солнце, едва проглядывающее сквозь туманный от мороза воздух.

Сидевшим в зале землякам артиста это понятно на генетическом уровне. Но и люди, родившиеся в других краях, слышат в мелодиях и голосе певца холодный Север. Причём использование современных электронных инструментов не гасит, а подчёркивает особенности ненецкой музыки, хотя вроде должно бы быть наоборот.

Семён Николаевич Няруй родился 16 декабря 1946 года в селе Ямальском. Окончил Салехардское культпросветучилище, Тюменское областное музыкальное училище, Ленинградскую консерваторию. С 1971-го работал в Салехардском межокружном училище культуры и искусств. Первый ненецкий композитор. Среди его произведений пьесы для оркестра народных инструментов. Написал более 200 песен на русском и ненецком языках. Автор сборников «Праздник тундры», «Старинные и современные ненецкие песни в обработке Семёна Няруя». Умер 4 апреля 2018 года.

Концерт прошёл нон-стоп, если не считать тёплого дружеского общения артистов с залом в паузах между номерами. Но условно событие можно разделить на три части: песни Семёна Няруя, народные ненецкие и произведения новой эпохи. В соответствии с этим менялись и костюмы солиста и хореографической группы, сопровождавшей выступление.

Большой семье — большой концерт

Происходящее по ходу, а особенно по окончании события, больше напоминало встречу дружных родственников, которые давно не виделись. И вот случай свёл всех под одной крышей, зал подпевает и аплодирует своему кумиру.

— Долго не посещали культурные мероприятия, из-за ограничений это редкость сейчас, и концерт как глоток свежего воздуха, — делится впечатлениями надымчанин Валерий Езынги. — Для меня творчество Семёна Няруя уже классика, и радует, что сын продолжает дело отца. В юности часто гостил у них, помню композитора. Замечаю у Нядмы много общего с папой: в жестах, движениях, мимике. Понравилось и новое прочтение давно знакомых произведений, аранжировка впечатлила. Я всегда за новое, главное, чтобы без перебора, в пределах нормы.

Горячо приветствовали и высоко оценили услышанное коллеги из надымского центра национальных культур и ненецкая писательница Нина Ядне. А когда фотографировались и общались с поклонниками, Нядма Няруй нашёл время для экспресс-интервью корреспонденту «Рабочего Надыма».

— В каком возрасте, если помните, начали осознавать творчество отца?

— Если следовать логике, думаю, впервые услышал ещё собираясь родиться на свет белый. А вместе с отцом выступил лет в шесть: я играл на гармони, папа аккомпанировал на пианино. Вообще, он «звучал» всегда: то поёт, то клавиши перебирает, а то и всё вместе. Он жил этим, друзья называли музыкальным шаманом. Хорошее настроение, плохое, задумчивое — любое состояние сопровождалось музицированием, при этом у него своя, отличная от других, манера игры. Сочиняя, иногда как будто слышу его голос.

— Как думаете, ненецкая народная музыка развивается или застыла в традиционном формате?

— В аутентичном виде её будут исполнять всегда. Но ведь всё берёт начало в фольклоре, это основа, от которой мы отталкиваемся. Надо идти вперёд, а зритель оценит, что хорошо, что плохо. Сегодня как раз и попытались сказать новое слово, надеемся, нас услышали и поняли. Мне нравится подход Сергея Макаркина, считаю, ему гармоничное сочетание старого и нового удалось. Обычно происходит так — скажет: «Сыграй что-нибудь из своего», слушает, что-то добавляет и, глядишь, процесс пошёл. Нравится работать с мамой: наигрываю мелодию, а у неё легко и естественно возникает текст. Тут и завывание ветра за пределами чума, и снежный простор, и завитушки рек в тундре. Самое главное — не отрываться от корней, использовать в творчестве национальную канву.

— Где планируете следующие концерты?

— Завтра вечером в Новом Уренгое, затем — Тазовский, Тарко-Сале.

— Везде так же принимают?

— Перед поездкой побаивался: как отнесётся зритель? Но везде тепло встречают, из зала идёт положительная энергетика, обмен эмоциями. Словами не опишешь, скажу просто — было здорово!

Фото автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх